Рэй Бредбери



                  Тот, кто ждет



                                      Перевод Б. Ерхова







   Я живу в колодце. Я похож на дымок, живущий в колодце.

Или на испарения каменного горла. Я не передвигаюсь. Не

предпринимаю ничего. Я только жду. Наверху я вижу холодные

звезды - ночные и утренние, вижу солнце. И иногда пою

старые песни этого мира, песни его молодости. Как сказать

вам, кто я, если я не знаю этого сам? Никак. Я просто жду.

Я - туман, лунный свет, я - память. Я - печален, и я -

стар. Иногда я падаю вниз, в колодец, подобно дождю.

Поверхность воды растрескивается тенетами паука в тех

местах, где мои капли ударяются о нее. Я жду в холодной

тишине и знаю, что наступит день, когда я перестану ждать.

   Сейчас утро. Я слышу оглушительный гром. Ловлю

доносящийся издалека запах гари. Слышу скрежет металла.

Жду. Прислушиваюсь.

   Голоса. Издали.

   - Хорошо!

   Голос. Чужой голос. На языке, которого я не знаю. Ни

одного знакомого слова. Вслушиваюсь.

   - Вышлем людей на разведку!

   Хруст кристаллического песка.

   - Марс! Вот он какой. Марс!

   - Флаг?

   - Пожалуйста, сэр!

   - Отлично, отлично!

   Солнце высоко в голубом небе, его золотые лучи наполняют

колодец, и я парю в них цветочной пыльцой - невидимый,

клубящийся в теплом сиянии.

   Голоса.

   - От имени Правительства Земли объявляю эту территорию

нашими Марсианскими владениями, предназначенными для

равного, раздела между странами-участницами.

   О чем они говорят? Я оборачиваюсь на песке, подобно

колесу, невидимый и безмятежный, золотой и неутомимый.

   - Что это? Вон там!

   - Колодец!

   - Не может быть!

   - Пошли! Это в самом деле колодец.

   Чувствую приближение тепла. Три объекта нагибаются над

жерлом колодца, и моя прохлада поднимается им навстречу.

   - Здорово!

   - Настоящая чистая вода?

   - Посмотрим.

   - Кто-нибудь, принесите лабораторную бутылку для анализов

и веревку!

   - Сию минуту!

   Звук бега. Возвращение.

   - Вот, держите!

   Я жду.

   - Опускай вниз! Потихоньку!

   Стекло поблескивает, медленно опускаясь вниз на веревке.

   Поверхность воды мягко морщится, когда стекло прикасается

к ней, заполняется внутри. Поднимаюсь с теплым воздухом к

жерлу колодца.

   - Вот! Хочешь попробовать воду, Риджент?

   - Давай!

   - Какой красивый колодец! Чего стоит одна конструкция!

Когда, интересно, его построили?

   - Бог его знает. В том городе, где мы сели вчера, Смит

сказал, что жизни на Марсе нет уже десять тысяч лет.

   - Невероятно!

   - Ну что, Риджент? Как вода?

   - Чистая, как стеклышко. Налить стакан?

   Звук льющейся на солнце воды. Я танцую в воздухе, как

пыль, как тонкие веточки под легким дуновением ветра.

   - Что с тобой, Джонс?

   - Не знаю. Ужасно заболела голова. Как-то вдруг.

   - Ты выпил воды?

   - Нет, не успел. Не из-за этого. Я как раз нагибался

над колодцем, и голова у меня точно раскололась. Сейчас уже

лучше.

   Теперь я знаю, кто я.

   Мое имя - Стивен Леонард Джонс, мне двадцать пять лет, и

я только что прибыл сюда на ракете с планеты под названием

Земля. Я стою сейчас на планете Марс вместе с моими добрыми

друзьями Риджентом и Шоу у старого колодца.

   Я гляжу на мои золотые пальцы, загорелые и крепкие. Я

вижу мои длинные ноги, мою серебристую форму и моих друзей.

   - Джонс, что с тобой? - спрашивают они.

   - Все в порядке, - говорю я, глядя на них. - Со мной все

в порядке.

   Пища вкусная. За десять тысяч лет я забыл, что такое

вкус пищи. Она приятно ложится на язык, а вино, которым я

запиваю ее, согревает. Я вслушиваюсь в звучание голосов.

Составляю слова, которые не понимаю и все-таки странным

образом понимаю. Пробую воздух.

   - Что с тобой происходит, Джонс?

   Наклоняю голову - мою голову - в сторону и кладу на стол

руки, в которых держу серебряные инструменты для еды. Я все

ощущаю, осязаю.

   - Что ты хочешь этим сказать? - отвечаю я новым

приобретением - голосом.

   - Ты как-то нелепо дышишь - хрипишь, - говорит другой из

них.

   Нахожу точный ответ, произношу:

   - Наверное, заболеваю. Простуда.

   - Не забудь провериться у доктора!

   Я киваю головой и обнаруживаю, что кивать головой

приятно. Спустя десять тысяч лет приятно многое. Приятно

вдыхать воздух, чувствовать, как согревает тело и проникает

все глубже и глубже солнечное тепло, приятно ощущать

позвоночный столб и хитроумное сплетение костей, упрятанных

в толщу согретой плоти, приятно различать звуки, доносящиеся

гораздо яснее и ближе, чем в каменной глубине колодца. Я

сижу зачарованный.

   - Джонс, очнись! Кончай с этим! Надо идти!

   - Хорошо, - говорю я, загипнотизированный тем, как легко,

словно влага на языке, образуются слова, как медленно и

грациозно они срываются и плывут.

   Я иду, и мне приятно идти. Я - высок, и земля далеко под

моими ногами. Я словно на вершине высокого утеса и рад

этому.

   Риджент стоит у каменного колодца и глядит в него.

Другие, тихо переговариваясь, ушли на свой серебристый

корабль.

   Я чувствую мою руку вплоть до кончиков пальцев, чувствую,

как улыбаются мои губы.

   - Колодец глубокий, - говорю я.

   - Да, глубокий.

   - Он называется Колодец Души.

   Риджент поднимает голову, глядит на меня.

   - Откуда ты знаешь?

   - Ты считаешь, он не похож на Колодец Души?

   - Я о таком колодце никогда не слыхал.

   - Это место, где живут те, кто ждут, - те, кто когда-то

были живыми, а теперь только ждут и ждут, - отвечаю я,

дотрагиваясь до его руки.

   Полуденный зной. Песок горит как огонь, корабль пылает

серебристым пламенем, жара мне приятна. Я слышу шум

собственных шагов по жесткому песку, звуки ветра, гуляющего

по палимым солнцем долинам. Улавливаю запах: обшивка

ракеты кипит под солнцем. Стою прямо под выходным люком.

   - Где Риджент? - спрашивает кто-то.

   Отвечаю:

   - Я видел его у колодца.

   Один человек бежит к колодцу. Я начинаю дрожать. Я

дрожу прекрасной трепетной дрожью, исходящей откуда-то из

глубины, дрожь становится все сильнее. И в первый раз я

слышу его - голос, доносящийся, как из колодца, из глубины,

- тонкий и испуганный голос: Отпусти меня, отпусти! Я

чувствую: что-то пытается высвободиться, хлопает дверьми в

лабиринте ходов, бросается темными коридорами вниз и вверх,

кричит и отзывается на собственный крик.

   - Риджент упал в колодец!

   Люди бегут, все пятеро! Я бегу вместе с ними, мне

становится плохо, дрожь переходит в яростное биение.

   - Он сорвался в него! Джонс, ты был с ним! Ты видел,

что произошло? Джонс! Ну, говори же, Джонс!

   - Джонс, что с тобой?

   Я падаю на колени, дрожь совсем меня доконала.

   - Ему плохо! Сюда! Помогите приподнять!

   - Это все солнце.

   - Нет, это не солнце, - бормочу я.

   Меня укладывают на песке, судороги прокатываются по моему

телу волнами, как землетрясения, голос из глубины кричит:

Это Джон с, это я, это не он, не он, не верьте ему,

выпустите меня, вы пустите! Я вижу согнувшиеся надо мной

фигуры, мои веки трепещут, открываются и закрываются. Люди

щупают запястье моей руки.

   - Сердце останавливается.

   Закрываю глаза. Крики замирают. Дрожь прекращается.

   И я взмываю вверх, как в холодном колодце, я снова

свободен.

   - Он умер, - говорит кто-то.

   - Джонс умер.

   - От чего?

   - Кажется, от шока.

   - От какого еще шока? - спрашиваю я. Теперь мое имя -

Сешенз, мои губы движутся твердо и решительно, я - капитан

этого корабля, начальник всех этих людей. Я стою среди них

и гляжу на остывающее на песке тело. Потом вдруг хватаюсь

руками за голову.

   - Что случилось, капитан?

   - Ничего! - говорю я. - Заболела голова. Сейчас приду

в норму. Ну вот, - шепчу я, - все снова нормально.

   - Вы бы сошли с солнцепека, сэр!

   - Да, - соглашаюсь я, глядя на лежащего Джонса. - Нам не

следовало сюда прилетать. Марс отторгает нас.

   Мы относим тело в ракету, и тут же какой-то новый голос

из глубины снова взывает, чтобы его отпустили.

   - На помощь! На помощь! - доносится из влажных

внутренностей моего тела. - На помощь! - отдается эхом и

прокатывается по кроваво-красным сосудам.

   На этот раз дрожь охватывает меня гораздо раньше. И мне

труднее сдерживать ее.

   - Капитан, вы бы лучше сошли с солнца! У вас нездоровый

вид, сэр!

   - Хорошо! - говорю я и выкрикиваю: - На помощь!

   - Что вы сказали, сэр?

   - Я ничего не говорил.

   - Вы сказали: "На помощь", сэр!

   - В самом деле, Мэтьюз? Я в самом деле это сказал?

   Меня укладывают в тень, отбрасываемую кораблем: внутри,

в глубоких катакомбах скелета, в темно-красных приливах

крови кто-то кричит, мои руки дергаются, иссушенный рот

раскалывается надвое, ноздри расширяются, глаза выкатываются

из орбит. На помощь! Помогите! Помогите! Выпустите меня!

Нет, нет, не надо!

   - Не надо! - повторяю я.

   - О чем вы, сэр?

   - Не обращай внимания! - говорю я. - Я должен

освободиться, - и я зажимаю рот рукой.

   - Сэр, что с вами происходит? - настойчиво кричит

Мэтьюз. Я кричу им:

   - Все на корабль! Все, все! Возвращайтесь на Землю!

Немедленно!

   В руке у меня пистолет. Я поднимаю его.

   - Не стреляйте!

   Взрыв! Мельтешение теней. Крик оборван. Свистящий звук

падения.

   Через десять тысяч лет. Как хорошо умереть. Как хороша

внезапная прохлада, расслабленность. Я как рука, влитая в

перчатку, восхитительно прохладную перчатку в раскаленном

песке. Как прекрасен всеобъемлющий черный покой забвения!

Однако медлить нельзя.

   Треск, щелчок!

   - Боже мой, он застрелился! - кричу я, открывая глаза.

Капитан сидит, прислонившись к борту, его череп расколот

пулей, глаза расширены, язык высунут меж двумя рядами белых

зубов. Из головы хлещет кровь. Я наклоняюсь и дотрагиваюсь

до него.

   - Глупец, - говорю я. - Зачем он это сделал?

   Люди в ужасе. Они стоят над двумя трупами и вертят

головами, озираясь на марсианские пески и отдаленный

колодец, в глубоких водах которого колышется тело Риджента.

С пересохших губ срываются хрипы и всхлипы - они как дети,

не принимающие страшного сна.

   Люди поворачиваются ко мне.

   После паузы один говорит:

   - Теперь, Мэтьюз, капитан - ты.

   - Знаю, - неторопливо отвечаю я.

   - Нас осталось всего шестеро.

   - Боже, все случилось так быстро!

   - Я не хочу этого! Нужно немедленно убираться!

   Люди раскричались. Я подхожу к каждому и дотрагиваюсь -

на этот раз моя уверенность глубока, она просто поет от

восторга.

   - Слушайте! - говорю я и дотрагиваюсь до их локтей, рук,

ладоней.

   Мы все смолкаем.

   Мы - вместе, мы - одно.

   - Нет, нет, нет, нет, нет, нет! - кричат внутренние

голоса из глубины, из узилищ их тел.

   Мы смотрим друг на друга. Мы - это Сэмюэль Мэтьюз,

Реймонд Мозес, Уильям Сполдинг, Чарльз Эванс, Форрест Коул и

Джои Саммерз; мы молча разглядываем друг друга: у нас

побледнели лица, руки трясутся.

   Потом все как один поворачиваемся в сторону колодца.

   - Пора, - говорим мы.

   - Нет, нет! - пронзительно протестуют голоса, уже

упрятанные, складированные, подготовленные к вечному

хранению.

   Ноги несут нас по песку, со стороны могло бы казаться,

будто это гигантская двенадцатипалая ладонь передвигается по

горячему морскому дну, перебирая пальцами.

   Нагибаясь над колодцем, мы заглядываем в него. И видим

шесть лиц: они смотрят на нас из холодных глубин.

   Нагибаясь все ниже и теряя равновесие, мы падаем один за

другим в жерло, в прохладную темноту, в холодные воды

колодца.

   Солнце заходит. Медленно по кругу перемещаются звезды.

Далеко среди них мигает лучик света. Это приближается еще

один космический корабль, оставляя позади себя красный след.

   Я живу в колодце. Я похож на дымок, живущий в колодце.

Или на испарения каменного горла. Наверху я вижу холодные

звезды - ночные и утренние, вижу солнце. И иногда пою

старые песни этого мира, песни его молодости. Как сказать

вам, кто я, если я не знаю этого сам? Никак. Я просто жду.