Карел Чапек



                    Наказание Прометея



                                     Перевод М. Зельдович







   Покашливая и кряхтя после длинного, скучного судебного

разбирательства, сенаторы собрались на чрезвычайное

совещание, происходившее в тени священных олив.

   - Итак, господа, - зевнул председатель сената Гипометей

(1), - до чего затянулось это проклятое разбирательство! Я

думаю, что мне даже не следует делать резюме, но чтобы не

было формальных придирок... Итак, обвиняемый Прометей,

здешний житель, привлеченный к судебной ответственности за

то, что нашел огонь и тем самым как бы... гм, гм нарушил

существующий порядок, признался в том, что он, во-первых,

действительно нашел огонь, затем в том, что он может, как

только ему заблагорассудится, с помощью так называемого

высекания вызвать этот огонь, в-третьих, в том, что он не

скрыл соответствующим образом тайну этой предосудительной

находки и даже не оповестил о ней надлежащие власти, а

самовольно выдал ее, или, другими словами, передал в

пользование простым людям, как явствует из показаний

допрошенных нами свидетелей... Я полагаю, что этого вполне

достаточно и мы можем немедленно проголосовать и вынести

решение о виновности и о наказании Прометея.

   - Простите, господин председатель, - возразил заседатель

Апометей, - я считаю, что, принимая во внимание серьезность

этого чрезвычайного заседания, было бы, может быть, удобнее

вынести приговор только после обстоятельного и, так сказать,

всестороннего обсуждения.

   - Как вам угодно, господа, - торжественно проговорил

Гипометей. - Хотя дело ясное, но, если кто-либо из вас

желает добавить еще что-нибудь, пожалуйста.

   - Я позволил бы себе напомнить, - отозвался присяжный

Аметей и основательно откашлялся, - что, по моему мнению, во

всем этом деле следует особенно подчеркнуть одну сторону. Я

имею в виду религиозную сторону вопроса, господа. Будьте

добры определить, что такое этот огонь? Что такое эта

высеченная искра? По признанию самого Прометея, это не что

иное, как молния, а молния, как всем известно, есть

проявление силы бога-громовержца. Будьте добры объяснить

мне, господа, как добрался какой-то Прометей до

божественного огня? По какому праву он овладел им? Где он

взял его вообще? Прометей хочет уверить нас, что он просто

изобрел его, но это ерунда: если бы это было так легко, то

почему не изобрел огня, например, кто-нибудь из нас? Я

убежден, господа, что Прометей просто-напросто украл этот

огонь у наших богов. Нас не собьют с толку его

запирательство и увертки. Я бы квалифицировал это

преступление как самую обыкновенную кражу, с одной стороны,

и как злостное надругательство и святотатство - с другой.

Поэтому я за то, чтобы наказать его самым суровым образом за

безбожную дерзость и тем самым защитить священную

собственность наших национальных богов. Вот все, что я

хотел сказать, - закончил Аметей и громко высморкался в

подол своей хламиды

   - Хорошо сказано, - согласился Гипометей. - Кому еще

угодно выступать?

   - Прошу прощения, - сказал Апометей, - но я не могу

согласиться с выводами уважаемого коллеги. Я видел, как

упомянутый Прометей разжигал огонь, и скажу вам откровенно,

господа, - между нами, конечно, - в этом нет ничего

трудного. Открыть огонь сумел бы каждый лентяй, бездельник

и козий пастух; мы не сделали этого лишь потому, что у таких

серьезных людей, как мы, разумеется, нет ни времени, ни

желания развлекаться какими-то камешками, высекающими огонь.

Я уверяю коллегу Аметея, что это самые обыкновенные

естественные силы, возиться с которыми недостойно мыслящего

человека, а тем паче бога. По-моему, огонь - явление

слишком ничтожное, чтобы как-нибудь задеть наши святыни.

Однако я должен обратить внимание коллег на другую сторону

вопроса. А именно, огонь - по- видимому, стихия очень

опасная и даже вредная. Вы слышали показания свидетелей,

говоривших, что, испытывая мальчишеское открытие Прометея,

они получили тяжкие ожоги, а в некоторых случаях пострадало

даже и имущество. Господа, если по вине Прометея

использование огня получит распространение, а этому, к

сожалению, помешать уже нельзя, никто из нас не может быть

уверен в своей жизни и даже в целости своего имущества, а

это, господа, может означать конец всей цивилизации.

Достаточно малейшей неосторожности - и что остановит эту

непокорную стихию? Прометеи, господа, с легкомыслием,

достойным наказания, вызвал к жизни это опасное явление. Я

бы обвинил его в преступлении, которое влечет за собой ряд

тяжелых увечий и угрожает общественной безопасности. Ввиду

этого я предлагаю лишить Прометея свободы пожизненно,

присовокупив к этому строгий режим и кандалы. Я кончил,

господин председатель.

   - Вы совершенно правы, коллега, - засопел Гипометей. -

Спрашивается, господа, на что нам вообще нужен какой-то

огонь? Разве наши предки пользовались огнем? Предложить

что-либо подобное - значит высказать неуважение к

установленному веками порядку, это... гм... значит

заниматься подрывной деятельностью. Не хватало нам еще игры

с огнем! Примите также во внимание, господа, к чему это

поведет: люди возле огня слишком изнежатся, они предпочтут

лежать на боку, вместо того чтобы... ну, вместо того чтобы

воевать и тому подобное. От этого произойдет смягчение,

упадок нравов и - гм... вообще беспорядок и тому подобное.

Короче говоря, необходимо предпринять что-то против таких

нездоровых явлений, господа.

   Время серьезное и вообще. Вот о чем я хотел напомнить.

   - Совершенно правильно, - воскликнул Антиметей. - Все

мы, конечно, согласны с нашим господином председателем, что

огонь Прометен может вызвать не предусмотренные никем

последствия. Господа, не будем скрывать от себя, - огонь

дело огромной важности. Какие новые возможности открываются

перед тем, кто владеет огнем! Только один пример: он может

сжечь урожай неприятеля, спалить его оливковые рощи и так

далее. Огонь, господа, дает нам, людям, новую силу и новое

оружие: с помощью огня мы будем почти равны богам, -

прошептал Антнметей и вдруг громко крикнул: - Обвиняю

Прометея в том, что он доверил эту божественную и неодолимую

стихию пастухам, рабам и всем, кто к нему приходил; что он

не отдал ее в руки избранных, которые берегли бы ее как

государственное сокровище и владели бы им! Обвиняю Прометея

в том, что он разгласил тайну открытия огня, которая должна

была принадлежать правителям страны! Обвиняю Прометея, -

кричал возмущенно Антиметей, - в том, что он научил

пользоваться огнем чужестранцев; что он не утаил его от

наших врагов! Прометей украл у нас огонь, потому что дал

его всем! Обвиняю Прометея в государственной измене!

Обвиняю его в преступлении против общественного порядка! -

Антиметей кричал так, что закашлялся. - Предлагаю покарать

его смертью, - произнес он наконец.

   - Итак, господа, - проговорил Гипометей, - кто еще хочет

взять слово? В таком случае согласно мнению суда обвиняемый

Прометей признан виновным, во-первых, в злостном

надругательстве и святотатстве, во-вторых, в причинении

людям тяжких физических увечий и в повреждении чужого

имущества, а также в нарушении общественной безопасности,

в-третьих - в государственной измене. Господа, предлагаю

приговорить его к пожизненному лишению свободы, со строгим

режимом и кандалами, либо покарать его смертью. Гм...

   - Либо то и другое вместе, - мечтательно произнес Аметей,

- чтобы удовлетворить обе точки зрения.

   - Как? Оба наказания вместе? - спросил председатель.

   - Я именно об этом думаю, - проворчал Аметей. - Можно

сделать хотя бы так... приковать Прометея пожизненно к

скале и... пусть коршуны клюют его безбожную печень.

Понятно, господа?

   - Вполне возможно, - удовлетворенно проговорил Гипометей.

- Господа, это была бы единственная в своем роде кара...

гм... за преступное деяние, не так ли? Нет ли у

кого-нибудь возражений? Итак, решено.

   - А за что, отец, вы присудили этого Прометея к смерти?

- спросил Гипометея за ужином его сын Эпиметей.

   - Не твоего ума дело, - проворчал Гипометей, обгладывая

баранью ножку. - Эта жареная ножка куда вкуснее сырой. Так

вот, значит, на что годится огонь! Мы же считались с

общественными интересами, понимаешь? Куда бы это привело,

если бы всякий проходимец осмелился безнаказанно открывать

что-нибудь новое и великое! Не так ли? Но этому мясу все

же чего-то не хватает... Ага, понял! - воскликнул он

радостно. - Жареную ножку нужно бы посолить и натереть

чесноком! Вот в чем дело! Это тоже открытие, мой мальчик!

Прометей бы до этого не додумался.



   1932



--------------------------------------------------------



   Древнегреческой легенде о титане Прометее, похитившем

небесный огонь у Зевса и отдавшем его людям, Чапек дает

совершенно неожиданное толкование. На первом плане у него

не образ богоборца Прометея, а трусливые злобные судьи,

осудившие титана. Они не только боятся гнева Зевса, но

прежде всего защищают свои "классовые" интересы: ведь

Прометей сделал огонь, предназначенный для избранных,

достоянием "черни".



   1) - Гипометей. - Имена Гипометей, Аметей и другие

вымышлены автором.