Карел Чапек



                  Александр Македонский



                                 Перевод Ю. Молочковского







   Письмо Аристотелю из Стагира, директору лицея в Афинах.



   Дорогой Аристотель, мой великий и любимый учитель!

   Долго, очень долго я не писал вам, но, как вы знаете, я

был слишком занят военными делами. В походах (1) на

Гирканию, Дрангиану и Гедрозию, в битвах за Бактрию, во

время перехода через Инд поистине не было ни времени, ни

желания взяться за перо. Сейчас я уже несколько месяцев

нахожусь в Сузах. Но и тут опять пришлось с головой

погрузиться в дела правления, пришлось назначать чиновников

и ликвидировать интриги и мятежи, так что до сегодняшнего

дня не было возможности написать вам о себе. Правда, из

официальных сообщений вы в общих чертах знаете о моей

деятельности. Но моя преданность вам и вера в ваше влияние

на просвещенные умы Эллады снова побуждают меня открыть

сердце вам, моему уважаемому учителю и наставнику.

   Вспоминаю, как несколько лет назад (как давно это,

кажется, было!) я над гробницей Ахилла сочинял вам

восторженное и сумасбродное письмо. Это было накануне моего

похода в Персию, и я тогда клялся, что доблестный сын Пелея

будет для меня образцом на всю жизнь. Я грезил о геройстве

и славе. К этому времени за мной уже была победа над

Фракией, и я думал, что веду своих македонцев и греков

против Дария только затем, чтобы мы увенчали себя лаврами и

были достойны своих предков, воспетых божественным Гомером.

Могу сказать, что на высоте таких идеалов я был и в Херонее

и в Гранине... Но сегодня я уже по-иному, политически,

оцениваю значение своих тогдашних действий. Трезво смотря

на вещи, надо сказать правду: нашей Македонии, плохо

связанной с Грецией, постоянно грозила опасность с севера,

со стороны варварской Фракии. Фракийцы могли напасть на

нашу страну в любой неблагоприятный для нас момент, а греки

воспользовались бы этим, чтобы, нарушив договор с нами,

отделиться от Македонии. Необходимо было захватить Фракию,

чтобы обезопасить наш фланг в случае измены Греции. Это

была чисто политическая необходимость, дорогой Аристотель,

но ваш ученик тогда еще не сознавал этого и предавался

мечтам об ахилловских подвигах.

   После покорения Фракии наше положение изменилось: мы

овладели всем западным побережьем Эгейского моря вплоть до

Босфора. По нашему господству на этом море угрожала морская

мощь Персии. Достигнув Геллеспонта и Босфора, мы очутились

в опасной близости персидской сферы. Борьба между нами и

Персией за Эгейское море и свободный проход через Проливы

была неизбежна рано или поздно. На счастье, мы нанесли удар

раньше, чем Дарий успел приготовиться. Я думал тогда, что

иду по стопам Ахилла и, сражаясь во славу Греции, творю

материал для новой Илиады. В действительности, как я

понимаю это сейчас, дело было просто в необходимости

оттеснить персов от Эгейского моря. И я оттеснил их,

дорогой учитель, оттеснил так основательно, что занял всю

Вифинию, Фригию и Каппадокию, покорил Киликию и дошел до

самого Тарса. Малая Азия стала наша. Не только старая

Эгейская лужа, но и весь берег Средиземного, или, как мы его

называем, Египетского, моря был в наших руках.

   Вы скажете, милый Аристотель, что этим была достигнута

моя главная политическая и стратегическая цель - полное

вытеснение Персии из греческих вод.

   Однако же в результате покорения Малой Азии сложилась

новая обстановка: наши новые береговые границы могли

оказаться под угрозой с юга, со стороны Египта или Финикии.

Персия могла бы получить от этих стран поддержку и военные

материалы для продолжения войны с нами. Следовательно,

стало необходимым занять берега Тира и вступить в Египет.

Сделав это, мы стали властителями всего средиземноморского

побережья, но одновременно возникла новая опасность:

базируясь на богатую Месопотамию, Дарич мог бы вторгнуться в

Сирию и отрезать наши египетские владения от малоазиатских.

Следовало во что бы то ни стало разбить Дария наголову, что

мне и удалось под Гавгамелом... Как вы знаете, нам

достались Вавилон, Сузы, Персеполь и Пасаргады. Таким

образом мы стали господствовать на Персидском заливе.

   Однако, для того чтобы обезопасить нашу новую империю от

возможных набегов с севера, необходимо было обезвредить

мидян и гиркан. Я сделал это, и наши владения протянулись

от Каспийского моря до Персидского залива, но все еще не

были защищены с востока. Тогда я со своими македонцами

отправится в поход, в земли ареев и дрангианов, опустошил

Гедрозию и истребил арахозцев, после чего победоносно

вступил в Бактрию. Военную победу я закрепил брачными

узами, взяв себе в жены бактрийскую царевну Роксану. Это

диктовалось политической необходимостью.

   После того как я завоевал для своих македонцев и греков

столь обширные земли на Востоке, мне волей-неволей пришлось

искать приязни своих новых подданных - варваров. Средствами

к этому были величие и пышность, без которых убогие пастухи

Востока не представляют себе мощного властителя.

   Скажу правду: моя старая македонская гвардия была

недовольна этим. Им казалось, вероятно, что их полководец

отвернулся от своих боевых ветеранов. В этой связи я был, к

сожалению, вынужден казнить моих старых соратников Филоту

(2) и Калисфена...(3)

   Поплатился жизнью и мой Парменион (4). Я очень сожалел

об этом, но другого выхода не было, ибо брожение среди

македонцев ставило под угрозу мой следующий шаг. Дело в

том, что я готовился к походу в Индию. Видите ли, Гедрозия

и Арахозия, словно стеной, окружены высокими горами. Но,

для того чтобы они стали неприступной крепостью, мне был

необходим плацдарм, с которого можно предпринимать вылазки

или, наоборот, отступать за крепостную стену. Такой

стратегический плацдарм представляет собой Индия вплоть до

реки Инд. Военная логика требовала захвата этой территории,

а с нею и предмостья на другом берегу Инда. Ни один

предусмотрительный политик или полководец не поступил бы

иначе. Но, когда мы уже достигли реки Гифазис, мои

македонцы стали роптать, говоря, что не пойдут дальше,

потому что устали, ослабли от болезней и скучают по родине.

Пришлось вернуться. Это был ужасный путь для моих

ветеранов, но еще ужаснее он был для меня: ведь я собирался

дойти до Бенгальского залива, дабы установить для моей

родной Македонии естественную границу на востоке. И вот

пришлось временно отказаться от этого намерения.

   Мы вернулись в Сузы. Я мог бы быть доволен, создав для

македонцев и греков такую громадную империю. Но, чтобы не

полагаться лишь на своих усталых людей, я принял в свое

войско тридцать тысяч персов. Это хорошие солдаты, они были

нужны мне для обороны восточных границ. И, представьте

себе, мои ветераны очень обиделись на меня за это. Они не

поняли, что, приобретая для своего народа восточные земли,

во сто раз превышающие размеры Македонии, я тем самым

становлюсь великим восточным монархом, что мне нужно

назначать своих советников и вельмож из числа восточных

владык и окружить себя пышностью Востока. Все это

естественная политическая необходимость, и я принимаю ее в

интересах Великой Македонии.

   Обстоятельства требуют от меня все новых личных жертв, и

я несу их, не ропща, мысля лишь о величии и силе своей

прославленной империи. Приходится привыкать к варварской

роскоши и к пышности восточных обычаев. Я взял себе в жены

трех восточных царевен, а ныне, милый Аристотель, даже

провозгласил себя богом.

   Да, мой дорогой учитель, богом! Мои верные восточные

подданные поклоняются мне и во славу мою приносят жертвы.

Это политически необходимо для того, чтобы создать мне

должный авторитет у этих горных скотоводов и погонщиков

верблюдов. Как давно было время, когда вы учили меня

действовать согласно разуму и логике! Но что поделаешь, сам

разум говорит, что следует приноравливаться к человеческому

неразумию.

   Путь, по которому я иду, может показаться фантастическим.

Но сейчас, в ночной тишине моего божественного уединения,

обозревая мысленно весь этот путь, я вижу, что никогда не

предпринимал ничего, что не было бы обусловлено моим

предыдущим шагом.

   И вот слушайте, мой милый Аристотель: ради спокойствия и

порядка в империи, в интересах реальной политики было бы

целесообразно провозгласить меня богом и в наших западных

владениях. Уверенность, что Македония и Эллада приняли

принцип моей неограниченной власти, развязала бы мне руки и

здесь, на Востоке, дала бы возможность завоевать для Греции

естественную границу на китайском побережье. Тем самым я бы

навеки обеспечил мощь и безопасность своей Македонии. Как

видите, это разумный и трезвый план. Я уже давно не тот

фантазер, что произносил клятву над гробницей Ахилла.

   И вот сейчас я прошу вас, моего мудрого друга и

наставника, философски обосновать и убедительно мотивировать

грекам и македонцам провозглашение меня богом. Делая это, я

поступаю как отвечающий за себя политик и государственный

муж.

   Таково мое задание. От вас зависит, будете ли вы

выполнять его в полном сознании политической важности,

целесообразности и патриотического смысла этого дела.

   Приветствую вас, мой дорогой Аристотель!

                                        Ваш Александр.



   1937



---------------------------------------------------------



   Апокриф "Александр Македонский" (1937) принадлежит к

боевым антифашистским произведениям Чапека. В 1936 году в

побасенке "Александр Македонский" Чапек использовал образ

Александра для обличения фашистской идеи мирового

господства.

   Характер отношений между Александром и философом

Аристотелем, к которому Александр обращается с просьбой

философски обосновать провозглашение его богом, так как

этого требует "политическая необходимость", был намечен

писателем уже в побасенке "Тиран и философ", написанной в

1934 году, вскоре после захвата власти немецкими фашистами.



   1) - Походы Александра Македонского изложены Чапеком в

полном соответствии с историческими фактами. Писатель

сохраняет древние названия городов и стран.

   2) - Филота - друг детства Александра Македонского, один

из его военачальников. Филота не желал почитать Александра

"великим" и открыто выражал недовольство его поступками.

Был казнен по обвинению в измене.

   3) - Калисфен (ок. 370-ок. 327 гг. до н. э.) -

племянник и ученик Аристотеля, придворный историограф

Александра. По подозрению в заговоре был арестован и убит в

тюрьме.

   4) - Парменион - полководец Александра Македонского.

Погиб от меча убийцы, подосланного Александром: император

боялся нести Пармениона за казнь его сына Филоты.