Перевод Н. Аросевой





   К Никифору (1), настоятелю монастыря св. Симеона, явился

некий Прокопий, известный ученый, знаток и страстный

коллекционер византийского искусства. Он был явно

взволнован и, ожидая настоятеля, нетерпеливо шагал по

монастырскому коридору со стрельчатыми сводами. "Красивые у

них тут колонны, - подумалось ему, - видимо, пятого века.

Никифор может нам помочь. Он пользуется влиянием при дворе

и сам некогда был художником и неплохим живописцем. Помню -

он составлял узоры вышивок для императрицы и писал для нее

иконы... Вот почему, когда руки его скрутила подагра и он

не мог больше работать кистью, его сделали аббатом. Но,

говорят, его слово все еще имеет вес при дворе. Иисусе

Христе, какая чудесная капитель! Да, Никифор поможет.

Счастье, что мы вспомнили о нем!"

   - Добро пожаловать, Прокопий, - раздался за его спиной

мягкий голос.

   Прокопий порывисто обернулся. Позади него стоял

высохший, ласковый старичок; кисти его рук утопали в длинных

рукавах.

   - Недурная капитель, не правда ли? - сказал он. -

Старинная работа - из Наксоса (2), сударь. Прокопий поднес

к губам рукав аббата.

   - Я пришел к вам, отче... - взволнованно начал он, но

настоятель перебил его.

   - Пойдемте, погреемся на солнышке, милый мой. Тепло

полезно для моей болезни. Какой день, боже, как светло!

Так что же привело вас ко мне? - спросил он, когда оба

уселись на каменную скамью в монастырском садике, полном

жужжания пчел и аромата шалфея, тимьяна и мяты.

   - Отче, - начал Прокопий, - я обращаюсь к вам как к

единственному человеку, способному предотвратить тяжкий и

непоправимый удар культуре. Я знаю, вы поймете меня. Вы -

художник, отче. Каким живописцем вы были, пока вам не было

суждено принять на свои плечи высокое бремя духовной

должности! Да простит мне бог, но иной раз я жалею, что вы

не склоняетесь больше над деревянными дощечками, на которых

некогда ваша волшебная кисть создавала прекраснейшие из

византийских икон.

   Отец Никифор вместо ответа поддернул длинные рукава рясы

и подставил солнцу свои жалкие узловатые ручки, искривленные

подагрой наподобие когтистых лап попугая.

   - Полноте, - ответил он кротко - Что вы говорите, мой

милый!

   - Это правда, Никифор, - молвил Прокопий (пресвятая

богородица, какие страшные руки!). - Вашим иконам ныне цены

нет. Недавно один еврей запрашивал за ваш образок две

тысячи драхм, а когда ему их не дали, сказал, что подождет -

через десять лет получит за образок в три раза больше.

   Отец Никифор скромно откашлялся и покраснел от

безграничной радости.

   - Ах, что вы, - залепетал он. - Оставьте, стоит ли еще

говорить о моих скромных способностях? Пожалуйста, не надо;

ведь у вас есть теперь всеобщие любимцы, как этот...

Аргиропулос, Мальвазий, Пападианос, Мегалокастрос и мало ли

еще кто, например, как бишь его, ну, который делает

мозаики...

   - Вы имеете в виду Папанастасия? - спросил Прокопий.

   - Вот-вот, - проворчал Никифор. - Говорят, его очень

ценят. Ну, не знаю; я бы лично рассматривал мозаику скорее

как работу каменщика, чем настоящего художника. Говорят,

этот ваш... как его...

   - Папанастасий?

   - Да, Папанастасий. Говорят, он родом с Крита. В мое

время люди иначе смотрели на критскую школу. Это не

настоящее, говорили. Слишком жесткие линии, а краски! Так

вы сказали, этого критянина высоко ценят? Гм, странно.

   - Я ничего такого не сказал, - возразил Прокопий. - Но

вы видели его последние мозаики?

   Отец Никифор отрицательно покачал головой.

   - Нет, нет, мой милый. Зачем мне на них смотреть! Линии

как проволока, и эта кричащая позолота! Вы обратили

внимание, что на его последней мозаике архангел Гавриил

стоит так косо, словно вот-вот упадет? Да ведь ваш критянин

не может изобразить даже фигуру, стоящую прямо!

   - Видите ли, он сделал это умышленно, - нерешительно

возразил Прокопий. - Из соображений композиции...

   - Большое вам спасибо, - воскликнул аббат и сердито

нахмурился. - Из соображений композиции! Стало быть, из

соображений композиции разрешается скверный рисунок, так? И

сам император (3) ходит любоваться, да еще говорит -

интересно, очень интересно! - Отец Никифор справился с

волнением. - Рисунок, прежде всего - рисунок в этом все

искусство.

   - Вот слова подлинного мастера! - поспешно польстил

Прокопий. - В моей коллекции есть ваше "Вознесение", и

скажу вам, отче, я не отдал бы его ни за какого Никаона.

   - Никаон был хороший живописец, - решительно произнес

Никифор. - Классическая школа, сударь. Боже, какие

прекрасные пропорции! Но мое "Вознесение" - слабая икона,

Прокопий. Это неподвижные фигуры, этот Иисус с крыльями,

как у аиста... А ведь Христос должен возноситься без

крыльев! И это называется искусство! - Отец Никифор от

волнения высморкался в рукав. - Что ж поделаешь, тогда я

еще не владел рисунком. Я не умел передать ни глубины, ни

движения...

   Прокопий изумленно взглянул на искривленные пальцы аббата

   - Отче, вы еще пишете?

   Отец Никифор покачал головой.

   - Что вы, нет, нет. Так, только, порой кое-что пробую

для собственного удовольствия.

   - Фигуры? - вырвалось у Прокопия.

   - Фигуры. Сын мой, нет ничего прекраснее человеческих

фигур. Стоящие фигуры, которые, кажется, вот-вот пойдут...

А за ними - фон, куда, я бы сказал, они могли уйти. Это

трудно, мой милый. Что об этом знает какой-нибудь ваш...

ну, как его... какой-нибудь критский каменщик со своими

уродливыми чучелами!

   - Как бы мне хотелось увидеть ваши новые картины,

Никифор, - заметил Прокопий Отец Никифор махнул рукой.

   - К чему? Ведь у вас есть ваш Папанастасий!

Превосходный художник, как вы говорите. Соображения

композиции, видите ли! Ну, если его мозаичные чучела -

искусство, тогда уж я и не знаю, что такое живопись.

Впрочем, вы знаток, Прокопий; и вероятно, правы, что

Папанастасий - гений.

   - Этого я не говорил, - запротестовал Прокопий. -

Никифор, я пришел сюда не за тем, чтобы спорить с вами об

искусстве, а чтобы спасти его, пока не поздно!

   - Спасти - от Папанастасия? - живо осведомился Никифор

   - Нет - от императора. Вы ведь об этом знаете. Его

величество император Константин Копроним под давлением

определенных церковных кругов собирается запретить писание

икон. Под тем предлогом, что это-де идолопоклонство или

что-то в этом роде. Какая глупость, Никифор!

   Аббат прикрыл глаза увядшими веками.

   - Я слышал об этом, Прокопий, - пробормотал он. - Но это

еще не наверное. Нет, ничего еще не решено.

   - Именно потому я и пришел к вам, отче, - горячо

заговорил Прокопий. - Ведь всем известно, что для

императора - это только политический вопрос, Ему нет

никакого дела до идолопоклонства, просто он хочет, чтоб его

оставили в покое. Но уличная чернь, подстрекаемая грязными

фанатиками, кричит "долой идолов", и наш благородный монарх

думает, что удобнее всего уступить этому оборванному сброду.

Известно вам, что уж замазали фрески в часовне Святейшей

Любви?

   - Слыхал я и об этом, - вздохнул аббат с закрытыми

глазами. - Какой грех, матерь божия! Такие редчайшие

фрески, подлинный Стефанид! Помните ли вы фигуру святой

Софии, слева от благословляющего Иисуса? Прокопий, то была

прекраснейшая из стоящих фигур, какую я когда-нибудь видел.

Ах, Стефанид - это был художник, что и говорить!

   Прокопий склонился к аббату и настойчиво зашептал:

   - Никифор, в законе Моисеевом написано: "Не делай себе

кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и

что на земле внизу, и что в водах ниже земли". Никифор,

правы ли те, кто проповедует, будто богом запрещено писать

картины и ваять скульптуры?

   Отец Никифор покачал головой, не открывая глаз.

   - Прокопий, - помолчав, сказал он со вздохом, - искусство

столь же свято, как и богослужение, ибо оно... прославляет

творение господа... и учит любить его. - Он начертал в

воздухе знак креста своей обезображенной рукой. - Разве не

был художником сам Творец? Разве не вылепил он фигуру

человека из глины земной? Разве не одарил он каждый предмет

очертаниями и красками? И какой еще художник, Прокопий!

Никогда, никогда не исчерпаем мы возможность учиться у

него... Впрочем, закон Моисея относится ко временам

варварства, когда люди еще не умели хорошо рисовать.

   Прокопий глубоко вздохнул.

   - Я знал, отче, что вы так скажете, - почтительно

произнес он. - Как священнослужитель и как художник,

Никифор, вы не допустите гибели искусства!

   Аббат открыл глаза.

   - Я? Что я могу сделать, Прокопий? Ныне плохие времена;

цивилизованный мир впадает в варварство, являются люди с

Крита и еще бог весть откуда... Это ужасно, милый мой; но

чем можем мы предотвратить это?

   - Никифор, если вы поговорите с императором...

   - Нет, нет, - перебил настоятель. - С императором я не

могу говорить об этом. Он не имеет никакого отношения к

искусству, Прокопий. Я слышал, будто недавно он хвалил

мозаики этого вашего... как его...

   - Папанастасия, отче.

   - Да. Того самого, который создает уродливые

безжизненные фигуры. Император понятия не имеет о том, что

такое искусство. А что касается Мальвазия, то он, по-моему,

столь же скверный живописец. Еще бы - раввинская школа (4).

И все же ему поручили мозаики в придворной часовне! Ах,

нет, при дворе ничего не добьешься, Прокопий. Не могу же я

отправиться во дворец с просьбой, чтобы какому-то

Аргиропулосу, или этому, - как его зовут, этого критянина,

Папанастасий? - разрешили и дальше портить стены!

   - Не в этом дело, отче, - терпеливо заговорил Прокопий.

- Но подумайте сами: если победу одержат иконоборцы,

искусство будет уничтожено! И ваши иконы сожгут, Никифор!

   Аббат махнул своей маленькой ручкой.

   - Все они слабые, Прокопий, - невнятно произнес он. -

Тогда я еще не умел рисовать. А рисовать фигуры, знаете ли,

не так-то просто научиться!

   Прокопий протянул дрожащий палец к античному изваянию

юного Вакха, наполовину скрытому цветущим кустом шиповника.

   - И эта статуэтка будет разбита, - молвил он.

   - Какой грех, какой грех, - прошептал Никифор, скорбно

прикрывая глаза. - Мы называли эту скульптуру святым

Иоанном Крестителем, но это - подлинный, совершенный Вакх.

Часами, часами я любуюсь им. Это - как молитва, Прокопий.

   - Вот видите, Никифор. Неужели этому божественному

совершенству суждено погибнуть навеки? Неужели какой-нибудь

вшивый, орущий фанатик вдребезги разобьет ее молотом?

   Аббат молчал, сложив руки.

   - Вы можете спасти само искусство, Никифор, - наседал

Прокопий. - Ваша святая жизнь, ваша мудрость снискали вам

безграничное уважение в церкви; двор почитает вас

необычайно; вы будете членом Великого Синода, который

призван решить, все ли скульптуры являются орудием

идолопоклонства. Отче, судьба искусства в ваших руках!

   - Вы переоцениваете мое влияние, Прокопий, - вздохнул

аббат. - Эти фанатики сильны, и за ними стоит чернь... -

Никифор помолчал. - Так вы говорите, будто уничтожат все

картины и изваяния?

   - Да.

   - И мозаики тоже уничтожат?

   - Да. Их собьют с потолков, а камушки выбросят на

свалку.

   - Что вы говорите, - с интересом произнес Никифор. -

Значит, собьют и кособокого архангела Гавриила, созданного

этим... ну...

   - Вероятно, да.

   - Чудесно, - захихикал аббат. - Ведь это ужасно скверная

картина, милый мой. Я еще не видел столь невообразимых

чучел; и это называется - "соображения композиции"! Скажу

вам, Прокопий: скверный рисунок-грех и святотатство; он

противен господу богу. И этому должны поклоняться люди?

Нет, нет! Действительно, поклонение скверным картинам - не

что иное, как идолопоклонство. Я не удивляюсь, что люди

возмущаются этим. Они совершенно правы Критская школа -

ересь; и такой Папанастасий - худший еретик, нежели любой

арианин (5). Стало быть, говорите вы, - радостно залепетал

старик, - они собьют со стен эту мазню? Вы принесли мне

добрую весть, сын мой. Я рад, что вы пришли.

   Никифор с трудом поднялся в знак того, что аудиенция

окончена.

   - Хорошая погода, не правда ли?

   Прокопий встал, явно удрученный.

   - Никифор, - вырвалось у него, - но и другие картины

уничтожат! Слышите, все произведения искусства сожгут и

разобьют!

   - Ай-ай-ай, - успокоительно проговорил аббат. - Жаль,

очень жаль. Но если кто-то хочет избавить человечество от

скверных изображений, не стоит обращать внимания, если он

немного переусердствует. Главное, больше не придется

поклоняться уродливым чучелам, какие делает ваш... этот...

   - Папанастасий.

   - Да, да, он самый Отвратительная критская школа,

Прокопий! Я рад, что вы напомнили мне о Синоде. Буду там,

Прокопий, буду, даже если бы меня пришлось нести туда на

руках. Я бы до гроба не простил себе, если бы не

присутствовал при сем. Главное, пусть собьют архангела

Гавриила, - засмеялся Никифор, и личико его еще больше

сморщилось. - Ну, господь с вами, сын мой, - и он поднял

для благословения изуродованную руку.

   - Господь с вами, Никифор, - безнадежно вздохнул

Прокопий.

   Аббат Никифор уходил, задумчиво покачивая головой.

   - Скверная критская школа, - бормотал он. - Давно пора

пресечь их деятельность. Ах, боже, какал ересь... этот

Папанастасий... и Пападианос. У них не картины, а идолы,

проклятые идолы... - выкрикивал Никифор, взмахивая больными

руками. - Да, да... идолы.







----------------------------------------------------------



   Иконоборчество - широкое движение в Византийской империи

в VIII-IX веках, направленное против монастырей и

монастырского землевладения. Движение проходило под

лозунгом борьбы с иконопочитанием. Власти использовали это

движение для подрыва монастырского землевладения в пользу

военно-земледельческой знати, но в дальнейшем испугались его

широкого демократического размаха. В 843 году

иконопочитание было восстановлено. В период иконоборчества

было уничтожено много художественных ценностей, но наряду с

этим были преодолены и многие устаревшие штампы в искусстве.

Чапек обращает внимание на обе стороны этого процесса.

   1) - Никифор. - Это и другие имена художников

        вымышленные.

   2) - Наксос-греческий остров, где добывался мрамор

        высокого качества.

   3) - ...сам император... - Константин V Копроним

        (719-775) - император Византии (741-775). Добившись 

        в 754 году осуждения иконопочитания, решительно 

        проводил политику конфискации монастырских имуществ 

        и ликвидации монастырей.

   4) - Равеннская школа-направление в византийском

        искусстве, школа монументальной мозаичной церковной

        живописи, памятники которой сохранились в Равенне.

   5) - Арианин. - Арианство - течение в христианстве,

        названное по имени священника Ария (ум. в 336 г.) из

        Александрии. Ариане отрицали церковное учение о единой

        сущности троицы. Арианство нашло поддержку в среде

        городских ремесленников и торговцев и было осуждено в 381

        году церковью как ересь,