Перевод Д. Горбова



   Письма хранят из разных соображений. Прежде всего по

мотивам чисто личным; это относится в первую очередь к

письмам любовным. Затем - вследствие важности предмета, о

котором в них идет речь. В-третьих, из уважения к

писавшему. Далее - из-за того, что на них собираешься

ответить. А иной раз - просто потому, что как-то жаль

бросать в корзину написанное человеком, который не поленился

дать вам наставление, выбранить вас, возразить вам,

согласиться с вами, высказать свое мнение и т. п. Словом,

у каждого есть много поводов беречь прочитанное письмо; и

есть много писем, по тем или иным причинам отложенных в

сторону и не попавших на дно корзины; и много есть выдвижных

ящиков, куда можно складывать предметы, предъявляющие хотя

бы робкую претензию не быть выброшенными на ту огромную

вечную свалку, где "бесконечность, где Ничто" (1).

   Незаметно за несколько лет в разных ящиках нарастает

толстый культурный пласт, состоящий из старых писем, счетов,

жировок, вырезок и других благоговейно сохраняемых бумаг,

превратившихся от времени и наслоившейся пыли в какую-то

однородную массу. При благоприятных обстоятельствах масса

эта будет лежать в ящике до того дня, когда сделается

посмертным наследием. Через какое-то время кто-нибудь

растроганно покачает над ней головой, промолвит нечто вроде:

"Бережливый был старик!", перевернет несколько верхних

листов, вытрет пальцы носовым платком и велит всю эту кучу

сжечь. При неблагоприятных обстоятельствах, - как,

например, переезд, генеральная уборка и другие подобные

катастрофы, - этот культурный слой приходится иной раз

вынуть из ящиков и что-то с ним сделать, чтоб он стал

поменьше. "Ладно, разберем это", - мужественно говорит себе

человек и начинает перебирать пропылившуюся массу лист за

листом, вспоминая примечательные события своего прошлого.

   Вот расписка:  "За ремонт шкафа 45 чешских крон получил

Ян Комарек". Какой же это шкаф? - удивляешься ты. И кто

такой Ян Комарек? Безуспешно стараешься вспомнить, какие у

тебя в жизни были шкафы... Ну, все равно. Дальше. Письмо

приятеля:  "Последнее ваше письмо озадачило меня и

возмутило..." Господи, какое письмо? О чем там шла речь?..

Ничего не поделаешь, разве вспомнишь теперь? "На ваше

уважаемое письмо сообщаю, что метр каменного карниза в

данном оформлении обойдется..." Какого карниза? Ну,

посудите сами: на что мне вдруг могли понадобиться какие-то

каченные карнизы? Хоть убей, знать не знаю никаких каменных

карнизов.

   Но дальше, дальше! Что ни письмо, то загадка:  в чем

дело? Почему мне так писали? За что меня благодарят? Кто

это такой? Разве я с ним переписывался? Кто эта Грета?

Почему я это сохранил? А это? О чем тут, собственно, идет

речь? Ничего не понимаю. И все это - мое прошлое?

Удивительно. Испытываешь что-то вроде чувства неловкости,

как будто читаешь чужие письма. Страшно неприятное

ощущение, ей- богу. Да, надо все сжечь. А оставить только

письма симпатичных, близких людей...

   Да, ну а в них о чем? Чем вызван этот упрек? К чему

относится это выражение сочувствия? Смотришь на все это -

такое - интимное! - с недоумением, не представляя себе, в

чем тут подлинный смысл, для чего все это было сказано.

Если бы тебе пришлось по этим письмам составлять свою

автобиографию, господи, вот была бы задача! Не поймешь, что

к чему, просто чепуха какая-то! А будь пять таких ящиков,

полных старыми бумагами, было бы еще больше путаницы и

бессмыслицы... Ничего не поделаешь, придется вес сжечь!

Письмо за письмом падает в корзину, и ты похож на дерево

осенью, роняющее желтые листья. Должно быть, ты - довольно

старое дерево, если листьев в конце концов попадало много.

Осталась только тоненькая пачка писем, в которых нам удалось

прочесть хоть что-то живое; совсем незаметная пачка, которую

мы укладываем на дно какого-нибудь ящика:  сжечь и эту

горстку, право, было бы жаль. Когда-нибудь она опять станет

толстым культурным пластом, превратившимся от времени и

насевшей на него пыли в неразличимую массу. И мы опять

когда-нибудь начнем перебирать лист за листом, отчужденно,

растерянно, с удивлением качая головой.

   И - будьте здоровы - еще как расчихаемся от этой пыли!







-------------------------------------------------------------

1) - "...бесконечность, где ничто..." - перифраза стиха из 

     второй песни поэмы "Май" выдающегося чешского поэта-

     романтика К. Г. Махи (1810-1836).