Г.К. Честертон



               Сияние серого света





   Вероятно, многие сочтут, что нынешнее лето не слишком

подходит для прославления английского климата. Но я буду

славить английский климат, пока не умру, даже если умру

именно от него. Нет на свете погоды лучше английской. В

сущности, нигде, кроме Англии, вообще нет погоды. Во

Франции - много солнца и немного дождя; в Италии - жаркий

ветер и ветер холодный; в Шотландии или Ирландии - дождь

погуще и дождь пожиже; в Америке - адская жара и адский

холод; в тропиках - солнечные удары и, для разнообразия,

удары молний. Все сильно, все резко, все вызывает восторг

или отчаяние. И только в нашей романтической стране есть

поистине романтическая вещь - погода, изменчивая и

прелестная, как женщина. Славные английские пейзажисты

(презираемые в наш век, как и все английское) знали, в чем

тут дело. Погода была для них не фоном, не атмосферой, а

сюжетом. Они писали погоду. Погода позировала Констеблю.

Погода позировала Тернеру, и зверская, надо сказать, была у

нее поза. Пуссэн и Лоррэн писали предметы - древние города

или аркадских пастушек - в прозрачной среде климата. Но у

англичан погода - героиня, у Тернера - героиня мелодрамы,

упрямая, страстная, сильная, поистине великолепная. Климат

Англии - могучий и грозный герой в одеждах дождя и снега,

грозы и солнца - заполняет и первый, и второй, и третий план

картины. Я признаю, что во Франции многое лучше, чем у нас,

не только живопись. Но я гроша не дам за французскую погоду

и погодопись - да у французов и слова нет для погоды. Они

спрашивают о ней так же, как мы спрашиваем о времени.

   Чем изменчивей климат, тем устойчивей дом. В пустыне

погода однообразная, и ничего нет удивительного, что арабы

кочуют в надежде, что хоть где-нибудь она другая. Но дом

англичанина не только крепость, это волшебный замок. В

лучах и облаках рассвета или заката он то глиняный, то

золотой, то слоновой кости. Из моего сада виден лес на

горизонте, и в полном смысле слова он меняется триста

шестьдесят пять раз в году. Иногда он близко, как изгородь,

иногда - необычайно далеко, словно невесомые и огненные

вечерние облака. Кстати, тот же принцип можно применить к

нелегкой проблеме брака. Изменчивость - одна из

добродетелей женщины. Она помогает нам избежать грубых

соблазнов многоженства. Если у вас хорошая жена, вы, в

духовном смысле, обеспечены гаремом.

   Люди, не разбирающиеся в погоде, называют серый день

бесцветным. Это не так. Серое - это цвет, иногда очень

насыщенный и красивый. Очень обидно слышать про "серые,

одинаковые дни". С таким же правом можно сказать "зеленые,

одинаковые деревья". Конечно, серое небо - шатер между нами

и солнцем; честно говоря, такой же шатер и дерево. Но серые

шатры различаются и цветом, и плотностью не меньше, чем

зеленые. Один день серый, как сталь, другой - как голубиное

крыло; один напоминает о морозе, другой - о теплом дыме из

кухонной трубы. Что может быть дальше друг от друга, чем

неуверенность серого и решительность алого?  Однако серое и

алое могут смешаться - на утреннем небе, например, или в

теплом дымчатом камне, из которого в западных графствах

строят маленькие города. В тех краях даже самые серые дома

- розоватые, словно в их очагах так много тепла и радости,

что они светятся изнутри, как облако. Странствуя там, я

забрел на извилистую дорогу и увидел дорожный указатель с

надписью "Облака". Я не пошел по ней:  я испугался, что

либо городок не достоин названия, либо я не достоин городка.

Но как бы то ни было, в маленьких селеньях из тепло-серого

камня есть очарование, которого никогда не добиться

изысканным красным тонам аристократических предместий.

Рукам теплее у пепла Глестонбери, чем у искусственного

пламени Крайдона.

   Враги серого (эти коварные, наглые, испорченные люди)

очень любят еще один довод. Они говорят, что в серую погоду

все блекнет и только в сиянии солнца оживают краски неба и

земли. Действительно, только на солнце предстают во всей

прелести предметы третьестепенных, сомнительных цветов:

торф, гороховый суп, эскиз импрессиониста, бархатная куртка,

шоколад, какао, маслины, сланец, лицо вегетарьянца, пемза,

грязь, тина, копоть, старые ботинки. Но если у вас здоровый

негритянский вкус, если вы засадили садик геранью и маками,

расписали дом синькой и киноварью; если вы, допустим, носите

алый фрак и золотую шляпу, вы не только будете видны в

серейший из серых дней - вы заметите, что именно в такой

день ваши любимые краски особенно хороши. Вы поймете, что

они еще ярче в пасмурный день, потому что на сером фоне

светятся собственным светом. На сером небе все цветы -

фейерверк:  они причудливы, как рисунок огнем в призрачном

садике ведьмы. Ярко-синий фон убивает синие цветы. А в

серый день незабудка - осколок неба, анютины глазки -

открытые глаза дня, подсолнечник - наместник солнца.

   Тем и прекрасен цвет, который называют бесцветным. Он

сложен и переменчив, как обыденная жизнь, и так же много в

нем обещания и надежды. Всегда кажется, что серый цвет

вот-вот перейдет в другой - разгорится синим, просветлеет

белым, вспыхнет зеленью иди золотом. Неопределенно,

неуверенно он что-то сулит нам. И когда наши холмы озаряет

серебро серых трав, а наши виски - серебро седин, мы должны

помнить, что выглянет солнце.