Ашхабадские вышивки


Файл с книжной полки Несененко Алексея OCR: Несененко Алексей июнь 2003

Туркменские женщины носят яркие, богато орнаментированные вышивками одежды. Любая женщина, девушка, даже девочка обязательно умеет вышивать, и, как правило, свою одежду они украшают вышивкой сами. Поэтому здесь трудно встретить два одинаковых платья. Кажется, что все от мала до велика соревнуются в искусстве вышивания. Вышивкой украшаются платья, жилеты, легкие пальто, сумочки и кошельки, пояса, головные уборы.

А учатся вышивать везде: дома, в Домах народного творчества, клубах, Домах пионеров, школах. Например, в школе № 5 Ашхабада учатся вышивать на уроках труда, и уроки эти очень интересны. Учительница Огуламан Бегенджова устраивает даже конкурсы эскизов новых вышивок, а уже выполненные работы демонстрируются на стендах. Лучшие вышивки ложатся в альбом, и нельзя не подивиться разнообразию его страниц.

Некоторые приемы вышивания, легко поддающиеся самостоятельному освоению, мы предлагаем вам изучить. Для воспроизведения рисунка, исполненного в тонких графических линиях, применяется вышивка мельчайшим стебельчатым швом — он воспроизводится на любой швейной машинке. Установите длину стежка в 1 мм, не более. Верхняя нить должна быть цветной, ее натяжение несколько слабее натяжения нити, заправленной в шпулю челнока. Тогда верхняя нить будет красиво ложиться на поверхность ткани. Цветная нить может быть хлопчатобумажной № 10, 30, 40, шерстяной № 9, 10, но лучше всего выглядит шелковая крученая катушечная нить, придающая вышивкам особую драгоценность. В качестве челночной нити используйте хлопчатобумажную № 80, 60, причем для светлых лицевых нитей подберите светлые челночные, для темных — нитки темных оттенков.

Прежде чем вышивать изделие, поупражняйтесь на каком-либо кусочке ткани. Если он недостаточно плотный, сделайте подбивку любой хлопчатобумажной тканью, приметав ее к изнанке.

Нанесите на лицевую сторону ткани линейный орнамент карандашом так, чтобы все его границы были четко видны. Подняв лапку машинки, опустите иглу на контур прямой линии и, опустив лапку, начинайте выполнять шов. Если шов собирает ткань, ослабьте верхнюю и нижнюю нити, но оставьте натяжение верхней слабее нижней.

Прошив линию до конца, оставьте иглу в ткани и, подняв лапку машинки, поверните ткань вокруг иглы на 360°.

Повторите первый шов второй и третий раз, прокладывая каждый из них как можно ближе друг к другу (рис. 1). Таким образом вы научитесь выполнять прямые линии разной толщины, что даст вам возможность обогатить композицию разнообразными ритмами. Таким приемом вы сможете выполнять любые узоры, постепенно усложняя их конфигурацию.

Выполняя сложную композицию, начинайте с прямых линий одним цветом нити, затем вписывайте иглой машины узоры других расцветок. Повторяя обводку узоров (что дает более плотную линию рисунка), начинайте прошивку иглой так, чтобы, не прерывая лишний раз хода машины, вам легко было обвести узор несколько раз.

Если у вас есть швейная машина, выполняющая зигзагообразный шов, настройте ее на нужную ширину зигзага и заполните цветные участки рисунка этим швом (рис. 2). Цветные нитки, оставшиеся на лицевой стороне после выполнения узорных деталей, выведите наизнанку и закрепите узлом.

Второй прием вышивания полностью ручной. Вышивка издали производит впечатление набора узоров цветным бисером. Вышитые участки выделяются на ткани выпуклым рельефом, отчего каждая цветная нить обогащается светотенью. Этот прием вышивки требует сноровки, но, приложив старание, его можно освоить.

Возьмите любые цветные толстые нитки сильной крутки и прикрепите их к кусочку старого сукна, драпа или другой не менее плотной ткани. Количество ниток может быть четным или нечетным, но не менее трех. Они будут служить основой вышивки. Выровняв нити на ткани по прямой линии, придерживайте их все вместе большим пальцем левой руки близко к месту зашивки, а мизинцем правой руки прижмите конец ткани, положив его на стол. Нитки, которыми вы будете выполнять узоры, могут быть меньшей крутки и толщины, но их следует сложить в два-четыре раза, чтобы получить необходимую плотность. Такую вышивку легче всего выполнять, считая прокладываемые стежки. Выведите иглу с узорообразующей ниткой на лицевую поверхность ткани и поочередно обшивайте по рисунку каждую основную нить. Все основные нитки нужно держать в одном положении при одинаковом натяжении независимо от того, какую из них в данный момент вы обшиваете. Проколы иглой делайте настолько плотно, чтобы основные нити на участках другого цвета полностью были закрыты стежками узорных нитей (рис. 3). При выполнении каждого цветного участка считайте количество стежков.

Рисунок для такой вышивки поначалу выполните на миллиметровой бумаге, чтобы определить не только характер узора, но и пропорциональные соотношения цветных нитей в нем (рис. 4). При разработке узора учитывайте цвет основных ниток, оставляйте в узоре незашитые участки длиной не более 5—в мм. Использование цвета основных ниток в общей композиции поможет вам сократить время, требуемое на полную зашивку.

Когда у вас хорошо будут получаться узоры, располагающиеся по прямой линии, перейдите к исполнению плавных композиций (рис. 5). При такой вышивке концы основных нитей должны быть достаточно длинными. Как и нри выполнении вышивки по прямой линии, их надо укладывать и придерживать пальцами в один ряд. В плавных композициях узоры следует выполнять с учетом разной длины основных нитей. Поэтому на внешних основных нитях предусмотрите большее количество стежков, чтобы общий узор не исказился.

Н. КАНУННИКОВА Рисунки автора