Вышивкой издавна отделывали полотенца, занавески, салфетки, одежду. Каждому шву отводилось особое место — в зависимости от вида изделия и материала, по которому вышивали. Материалами служили и служат по сей день различные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани, плотные сукна и бархат, кожа и замша.
Вышивка не только украшала изделие, но нередко и помогала скрыть природные или случайные дефекты материала.
Сегодня очень модна вышивка гладью. Ею украшают блузки, платья, юбки, рубашки, сумки и даже верхнюю одежду. Можно достигнуть большего декоративного эффекта, если применить старинные и современные гладье-вые швы, традиционные для де-коратившьприкладного искусства многих народов Средней Азии. Эти швы чрезвычайно просты. Изучив их, вы сможете выполнить любой рисунок — и с тонкими линиями, и с крупными деталями узоров, полностью закрытыми цветными нитками. Разнообразное сочетание гладьевых швов поможет вам создать свои неповторимые композиции.
Работать можно с помощью круглых пяльцев. Они продаются, в галантерейных отделах магазинов. Нужны будут ножницы для срезания кончиков нитей на изнанке и разные по толщине швейные иглы. Лучше, если у игл будут удлиненные ушки — в них удобно вдевать нитки.
Нитки можно брать разные: хлопчатобумажные мулине и ирис, шерсть и шелк. Ткань, выбранная вами для вышивки, должна определить и вид применяемых ниток. Очень нежные по выделке ткани вышиваются шелком или тонким хлопчатобумажным мулине, более плотные — всеми остальными видами ниток.
Самые простые гладьевые швы — двусторонние. Их еще называют счетными, так как они выполняются по счету нитей в, ткани. Подберите ткань менее плотную, простого полотняного переплетения, чем и облегчите себе счет нитей. При выполнении^ простого гладьевого шва (рис. 1) иглу направляйте параллельно основе ткани, тогда и на обратной стороне вы получите красивую и ровную вышивку. Стежки должны быть все одинакового размера — не более 3—5 мм по высоте. Прокладывайте их как можно плотнее друг к другу. Вышивая одним цветом, оставляйте заранее подсчитанное место для стежков другого цвета. Этим видом шва можно сплошь заполнить цветными нитками всю лицевую и изнаночную поверхности ткани, при этом получится красивая ребристая фактура вышитых участков. Шов следует использовать главный образом при вышивании строгих геометрических узоров: квадратов, ромбов, треугольников с уступами и т. д.
Другой гладьевой двусторонний шов более свободен по размеру стежков — в зависимости от рисунка они могут быть длиннее или короче. Нить протягивается по всему узорному участку сначала в одну сторону, а затем в обратную (рис. 2). Повторные проколы иглы в ткани должны в точности повторять первоначальные. Иглу направляйте все время на себя, а поворачивайте ткань. Этот шов тоже используйте при заполнении больших цветных участков в рисунке. Особенно эффектно выглядит этот шов в геометрических рисунках с вытянутыми орнаментальными мотивами.
Следующий шов — односторонний, применяется он при заполнении больших одноцветных плоскостей узора. Выполняется он тремя стежками — одним большим, основным и двумя маленькими, скрепляющими. Проложите по вертикальным нитям ткани большой стежок средней длиной в 1,5—2 см. Третий прокол ткани иглой сделайте на небольшом расстоянии от второго чуть под наклоном. Выполните четвертый прокол, захватив нить основного стежка, и пятым проколом выведите иглу наискось, как показано на рисунке 3. Шестой прокол повторите так же, как четвертый, и выведите иглу рядом с началом большого стежка. Таким же образом выполняйте все последующие стежки. Располагая закрепляющие стежки рядом друг с другом, вы получите интересную фактуру вышивки. Если использовать крученые шелковые нитки, этот шов будет особенно эффектен, так как даст возможность получить мерцающую фактуру. Применение шва с закреплением стежков возможно в разных рисунках — с прямолинейными и криволинейными мотивами узоров.
Не менее интересный эффект дает разновидность предыдущего шва, когда основной длинный стежок прокладывается не строго вертикально, а легким зигзагом. При сплошных зашивках круглых деталей узоров получается эффект вышивки-кружева (рис. 4). При выполнении этого шва пяльцы не потребуются. Выведите нитку на лицевую поверхность ткани и, образовав небольшой зигзаг, придерживайте его большим пальцем левой руки. Закрепляйте нить длинного стежка уже известным вам способом.
Тонкие линии в вышивке играют как самостоятельную роль, так и вспомогательную — они обрамляют большие цветовые плоскости. Для выполнения тонких линий применяются следующие швы.
Стебельчатый шов прокладывайте по линии рисунка, делая проколы иглой с правой стороны возле предыдущего стежка (рис. 5). Другой шов напоминает жгутик (рис. 6). Особенно эффектно выглядит этот шов на ткани, если он обрамляет большую цветную плоскость узора и выполняется крученой объемной - нитью. При выполнении этого шва прокалывайте ткань наискось справа налево. Стежки частые и обязательно на одинаковом расстоянии друг от друга.
Особый декоративный эффект дает последний шов. Внешне он производит впечатление плотной елочки, так как образуется перекрещивающимися стежками. Особенно интересен этот шов в виде широких контуров и прямых линий в рисунке -или декоративном оформлении одноцветной каймы. Нередко его используют и как маскировочный в месте стыка двух кусков материала. Выведите цветную нить с левой стороны помеченной линии рисунка. Откиньте нить от себя и проколите иглой ткань с правой стороны линии рисунка, при этом держите иглу на себя. Последующие стежки прокладывайте так, чтобы нить плотно прилегала к предыдущим стежкам. Для получения красивой и ровной елочки прокалывайте ткань иглой под предыдущим проколом, как это показано на рисунке 7. На изнанке ткани получатся две сплошные параллельные линии из боковых стежков, следующих по контуру рисунка.
Прежде чем начать вышивку какого-либо изделия, постарайтесь на отдельных кусочках материала определить декоративные возможности изученных вами швов и выбрать наиболее соответствующие фактуре ткани и виду применяемых ниток. Рисунок на ткани сделайте полумягким карандашом с подготовленного заранее эскиза.
Н. КАНУННИКОВА Рисунки автора