В своих работах художники используют немало природных материалов — и привычных, таких, как камень, глина, дерево, соломка, и порой довольно неожиданных вроде рыбьей кожи или тополиного пуха. К числу таких не очень распространенных материалов относится маньчжурский орех, интерес к которому благодаря его декоративным свойствам возрос в последнее время.
По виду маньчжурские орехи напоминают грецкие. Но сходство это чисто внешнее. В отличие от грецких в них нет перегородок, разделяющих на две половинки ядро — оно расположено внутри затейливо изогнутых каналов. Внутренняя часть этих орехов представляет собой на срезе рельефный ни с чем не сравнимый симметричный (как правило) рисунок, напоминающий кружево или тончайшую резьбу по дереву. Именно эти особенности строения и привлекают художников.
Сделать из маньчжурского ореха можно много интересных вещей: декоративные кувшины и вазочки, тарелки, конфетницы, рамки, окантовки, браслеты, перстни, бусы, броши, брелоки, пуговицы, шкатулки в даже подсвечники.
Для обработки орехов не требуется сложных приспособлений. Вполне можно обойтись элементарным набором инструментов, который, очевидно, найдется у любого любителя: это небольшие тиски, ножовка по металлу, напильники разной формы, надфели, ручная или электрическая дрель, набор сверл, - а для отделки — мебельный нитролак типа НЦ-222 или НЦ-228.
Изготовление бус. Два способа скрепления долек: с помощью кольца с отрезком цепочки; с помощью проволочной петельки, вставленной в отверстие и залитой каплей клея. |
Работа начинается с того, что орех зажимают в тисках и ножовкой по металлу распиливают его вдоль или поперек на несколько равных по толщине плоских долек-пластинок, которые послужат заготовками для большинства изделий. Одного ореха, конечно, будет мало — потребуется распилить и заготовить достаточное количество одинаковых по толщине долек. Пилить надо стараться по возможности ровно, чтобы потом не потребовалось дополнительно шлифовать поверхность на наждаке. Затем нужно вычистить из каналов ядро с помощью иглы или шила. После этой операции, которую, к слову сказать, надо проводить тщательно, дольки можно использовать для задуманной работы.
Начинать, очевидно, следует с самых простых изделий, например, с бус. Для их изготовления в дольках сверлятся отверстия — по два в каждой. Сверлить их можно по-разному — перпендикулярно плоскости дольки или параллельно ей. Все зависит от способа соединений звеньев. Отверстия эти в любом случае должны располагаться в самых толстых частях стенок. Через отверстия, перпендикулярные плоскости поверхности, пропускаются по два небольших кольца, которые между собой соединяются отрезками цепочки. В отверстия, просверленные параллельно плоскости, вставляются проволочные петли и, как и в первом случае, соединяются между собой цепочками.
Как это делается, видно из рисунка. Лакировать дольки можно до или после соединения между собой.
Из орехов получаются оригинальные пуговицы. Их изготавливают из поперечных долек, у которых одна или обе плоскости — тыльная и лицевая — запилены напильником (или на точиле) в виде выпуклых поверхностей. В средней части ореха, как правило, проходят два тонких круглых или овальных канала, через которые удобно пришивать пуговицы к одежде.
Блюдо с металлическим дном. Первый ряд собирается из ореховых долек с прорезью. Последующие ряды приклеиваются в торец. |
Брелоки лучше делать не из поперечных, а из продольно распиленных ореховых долек, которые получают разрезом вдоль разделительного шва. В верхней части брелока сверлится отверстие, и через него пропускается кольцо.
Для браслета можно использовать и продольные и поперечные дольки. Они должны быть несколько толще, чем для бус, — 6—8 миллиметров. Тыльная сторона этих долек должна быть слегка вогнутой, чтобы браслет облегал руку.
Однако бусы, браслеты, перстни — это далеко не самые интересные поделки из маньчжурского ореха, и остановились мы на них больше как на учебных работах. Наиболее привлекательными представляются вещи практического назначения — тарелки, конфетницы, вазочки, кувшины. Склеенные из отдельных ореховых долек, они изящны, красивы. Их узоры напоминают тончайшую резьбу по дереву, сравнить которую по затейливости можно, пожалуй, с кружевами — они так же воздушны и неповторимы. Разумеется, изготовить тарелку или кон-фетницу сложнее, чем, скажем, те же бусы, но тоже вполне возможно в домашних условиях. Самое главное, как, впрочем, и в каждом деле, — последовательность и терпение.
Расскажем вначале, как изготавливаются тарелки. Они могут быть довольно разнообразны по своей конструкции. Один из вариантов — это тарелка, в которой в качестве донышка использован металлический диск небольшого диаметра (10—12 см). На этот диск надеваются ореховые дольки первого ряда, для чего в них сбоку должны быть проделаны прорези соответствующего размера (см. рис.). Все последующие дольки будут склеиваться друг с другом торцами, образуя своими рядами концентрические окружности. Поскольку края у тарелки должны быть несколько приподняты, то дольки удобно склеивать внутри какой-нибудь миски — в этом случае тарелка почти точно повторит ее форму. Склеивать можно клеем, но лучше тем же мебельным лаком, только чуть загустевшим. При работе надо следить, чтобы тарелка не приклеилась к форме.
Формование конфетницы на стеклянной банке. Крайний ряд ореховых долек опирается на резиновое кольцо. |
Формование верхней части кувшина на горловине бутылки. Средняя часть отформована на верхней части трехлитровой банки. |
Соединение частей вазы, отформованных на трех разных основах. |
Можно изготовить тарелку и без металлического диска. В этом случае ее целиком, начиная с середины, склеивают из одних ореховых долек. Не следует опасаться хрупкости такой конструкции. Конечно, к ней нельзя предъявлять те же требования, что к монолитным предметам. Однако мебельный лак, нанесенный несколькими слоями, прочно скрепляет дольки между собой, обеспечивая достаточную прочность изделию. Выполненная таким способом тарелка вполне пригодна для того, чтобы в нее клали хлеб, сухари или конфеты. Дело в том, что мебельный нитролак, застывая достаточно толстым слоем (около 1 мм), достигает такой твердости, что его можно обрабатывать напильником, и выдерживает он порядочные нагрузки.
Конфетницу склеивают точно так же: торцевые части долек соединяются между собой клеем или густым лаком. Но в этом случае в качестве формы берется стеклянная банка — литровая, двухлитровая, трехлитровая. На расстоянии 8—10 см от плоскости дна на банку надевают резиновое кольцо. Затем банку переворачивают донышком вверх. На кольцо устанавливают первый ряд ореховых долек, затем к нему приклеивают следующий — и так пока не будет оклеено все дно. В качестве формы можно использовать небольшую миску — в этом случае конфетница получится с отогнутыми наружу краями — это тоже очень красиво.
По той же технологии можяо изготовить вазу для цветов или кувшин, заключив внутрь подходящий сосуд из прозрачного стекла (колбу, баллон от лампы и т. д.). Если задумана ваза с длинным горлом, то сверху добавляется еще одна составная часть, выполненная на цилиндре или конусе соответствующего диаметра. Закончить верхушку можно горизонтально наклеенными ореховыми дольками или раструбом, выклеенным на воронке.
Кувшину, вероятно, потребуется ручка. Сделать ее тоже несложно. Для этого на пластилиновой форме склеиваются две дуги — одна чуть больше другой. Затем меньшая вкладывается внутрь большей, а пространство между ними заполняют половинками или более мелкими частями долек. Когда все затвердеет, можяо запилить напильником неровности, после чего приклеить ручку к кувшину.
Законченные изделия после сборки следует несколько раз покрыть лаком, но не загустевшим, а жидким. Это прежде всего обеспечит дополнительную жесткость, которая так необходима во время заглаживания неровностей. Дело в том, что ореховые дольки, напиленные ножовкой по металлу, плоские. Подогнать их края друг к другу при склеивании сложно, да и нет в этом особой необходимости. Основная задача — добиться достаточно плотного прилегания их торцов. А потом они уже шлифуются на готовом изделии.
Подобно кувшинам и вазочкам изготавливаются шкатулки и подстаканники.
В первом случае формой может служить прямоугольная или овальная коробка, во втором — стакан. Ручка к подстаканнику изготавливается так же, как для кувшина. Поскольку у шкатулки крышка должна открываться, сначала надо сделать крышку и нижнюю часть, потом внутрь нижней части вклеить немного выступающий ободок, на который будет надеваться крышка. Кроме того, если к ободку прикрепить небольшие петельки, крышка получится откидывающейся.
Поверхности изделий можно придать рельефность. Для этого используются ореховые дольки большей толщины. Из них набирают один или несколько ободков, которые придают вещам более декоративный вид. Этими дольками можно закончить края тарелок и конфетниц, окантовать горловину кувшина. Их можно сделать овальными, утоньшенными к одному нз краев, сферическими или даже с загнутыми вверх краями.
Законченное изделие надо непременно обработать напильником и снять все имеющиеся неровности, зазубрины и. заусеницы. Благодаря мягкости материала удается без особого труда добиться совершенно гладкой поверхности с плавными переходами от утолщения к сужению. Окончательную доводку заканчивают мелкой шкуркой. Теперь остается только удалить пыль и опилки и покрыть изделие лаком — оно готово.
В заключение следует добавить, что склеенные из ореха предметы следует по возможности защищать от перегрева — под воздействием тепла ореховая скорлупа и лак расширяются различно, в результате чего могут образоваться трещины.