Архитектура садового дома

Доктор архитектуры И. Смоляр


Файл с книжной полки Несененко Алексея
OCR: Несененко Алексей ноябрь 2003

(РАЗМЫШЛЕНИЯ ПО ПОВОДУ САМОДЕЯТЕЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА)

Фасад дома со стороны жилых комнат (спален). Эркер на фронтоне соответствует общей комнате на мансарде.

Почти все виды искусства в наши дни стали открыты для непрофессионалов: повсюду работают студии самодеятельных художников и народные театры, действуют музыкальные, литературные кружки, проходят конкурсы самодеятельной песни. Истоки этого процесса вполне очевидны — речь идет о приобщении широких масс к культурной деятельности, о раскрытии способностей человека.

Из всех видов искусств одна только архитектура, по всей видимости, составляет исключение и переживает как будто бы совсем обратный процесс: самодеятельного (то есть любительского) творчества в ней сейчас практически нет. Вероятно, это объясняется сложностью и особой природой архитектуры как искусства. Хорошо определил эту природу одия из теоретиков современной архитектуры Р. Бэнем. Он сказал: если живопись и скульптура, музыка и поэзия — только искусства, озаряющие мир человека, то архитектура — часть этого мира.

Формирование этой рукотворной части мира предъявляет особые требования к высокому профессиональному уровню деятельности архитектора. В ней должны слиться воедино польза, красота и экономичность. Поэтому архитектурное творчество и строительство облечены в четкие формы деятельности государственных проектных и строительных организаций, то есть носят сугубо профессиональный характер.

Даже такая широчайшая в прошлом область народного творчества, как архитектура сельского жилища, и та сегодня испытывает мощное влияние индустриализации строительства и централизации архитектурного проектирования. На селе ширится строительство усадебных домов по современным типовым проектам с применением деталей заводского изготовления. В лучших проектах, уже апробированных в разных районах РСФСР, Белоруссии, Литвы и других республик, воплощены достижения архитектурно-строительной науки, призванные обеспечить комфорт жилища, хорошую тепловую защиту, экономичность в строительстве и эксплуатации. Все большую долю в сооружении сельских домов принимают на себя крупные строительные организации.

Однако, кроме централизованного и индивидуального сельского строительства, у нас есть еще одна область — строительство домов на садовых участках рабочих и служащих. В последние годы во многих районах страны горожанам были выделены новые земельные массивы под садовые участки. Тысячи и тысячи людей стали их осваивать, сажать сады, строить дома. И перед каждым возникла проблема: каким должен быть садовый дом? какой выбрать проект? из каких материалов строить?

Попробуем ответить на некоторые из этих вопросов. Остановимся прежде всего на архитектуре. Должны ли упомянутые выше тенденции централизации архитектуры и строительства распространяться на садовый дом? Вероятно, найдутся люди, которые скажут, что сегодня не стоило бы пропагандировать самодеятельное строительное творчество в этой области. Несколько хороших каталогов с самыми разными проектами, массовое заводское производство садовых домиков могли бы решить проблему. Но пока этого нет, и с этим приходится считаться. Кроме того, садовые дома часто и, надо сказать, весьма практично строят из материалов, бывших в употреблении — бревен и старых срубов, кирпича от сносимых построек, тарной доски и упаковочного картона. Заранее разрабатывать проекты с использованием таких «вторичных» строительных материалов нет смысла — всякий раз это дело сугубо индивидуальное. И, наконец, еще одно немаловажное обстоятельство: велика тяга городского жителя самому столярничать и плотничать, строить по собственному представлению, по своему вкусу. Вот и выходит, что не одна, а несколько причин — и материальных и, если угодно, психологических — за самодеятельное строительство садовых домиков (во всяком случае, какой-то их части). Значит, есть смысл рассказать широкому читателю об основах профессионального подхода к замыслу и строительству садового дома.

ВЫБОР ПЛАНА ДОМА

В настоящее время уставами садоводческих товариществ существенно увеличена площадь садового дома в плане — до 25 кв. метров (плюс веранда до 10 кв. метров). Можно также устраивать мансарду (но не во всех республиках) и ставить печь на твердом топливе для отопления. Все это дает возможность разработки многих вариантов архитектурно-строительных и объемно-планировочных решений дома.

Поэтажные планы садового дома, приведенного на фото в заголовке статьи. Размеры дома 5x7 м по внутреннему периметру стен, а — план первого этажа, б — план мансарды, в — план второго уровня мансарды.
1 и 2 — жилые комнаты (спальни), 3 — двухсветная веранда, 4 — лестница на мансарду, 5 — камин, 6 — печь, 7 — галерея, 8 — общая комната на мансарде. 9 и 10 — спальные места на втором уровне мансарды.

Чтобы реализовать эти возможности, вовсе не обязательно прибегать к сложному контуру плана с выступами и отступами, к ломаной или разноскатной кровле, разновысоким стенам и т. п. Пусть это будет, к примеру, прямоугольный дом с самой обычной двухскатной кровлей. Форма плана определяется соображениями экономного ограждения строительного объема, и это хорошо знает каждый строитель. Часто строят квадратные в плане (6 X 6 м) дома - получая при этом наибольший выход площади пола при наименьшем периметре наружных стен. Но 6-метровый пролет непросто перекрыть потолочными балками без промежуточной опоры — внутренней несущей стены. Последняя же разделяет пространство основного этажа на примерно равные части и ограничивает свободу выбора планировки. Поэтому предпочтительнее в плане дома иметь прямоугольник с короткой стороной 4,5—5 метров, которая довольно легко перекрывается без промежуточной опоры. А это позволяет проектировать интерьер или в виде единого большого пространства, или же разбить его на отдельные помещения — в соответствии с общим замыслом.

Внутренняя организация дома зависит от состава семьи, уклада ее жизни и других особенностей. Этих особенностей множество, и поэтому в самой основе идея построения интерьера дома всегда индивидуальна. Однако сами люди, как правило, хорошо осознавая свои запросы, так сказать, житейски, не всегда способны найти их четкое архитектурное воплощение. Например, многие самодеятельные зодчие стремятся построить себе дома, разделенные на как можно большее число пусть небольших, во непременно изолированных комнаток, наподобие пчелиных сот. Когда в этих домах начинают жить, хозяева постепенно сами осознают постигшую их неудачу, а другие так и не могут до конца понять, какие неудобства они себе создали и какие возможности упустили.

Дело в том, что садовый дом, разновидность так называемого «второго жилища», предназначен для отдыха, преимущественно семейного. Вместе с тем отдых здесь тесно сливается с активным трудом на участке. Это, несомненно, составляет важнейшую особенность дома, которая должна сказаться и на его внутренней организации.

Опыт подсказывает: по структуре садовый дом не должен подражать основному жилищу, городской квартире — их назначение различное. Для садового дома пригоден один общий, более или менее универсальный принцип, учитывающий запросы разных людей: в нем надо иметь достаточное по размеру многофункциональное общее помещение, в равной мере удобное и для проведения досуга (отдых у камина, у телевизора, за столом и т. д.) и для некоторых рабочих операций (консервирование фруктов, хозяйственные поделки и т. п.). Это жилое и в то же время рабочее помещение должно быть по возможности не занято постоянными спальными местами. Отсюда следует, что дом будет разделен на две неодинаковые по назначению и по величине части: одна — общая, другая — со спальными местами для членов семьи. Причем спальные — это не обязательно отдельные изолированные комнаты, а, к примеру, различные «ниши», «кулисы», «полати», тем или иным способом обособленные или полуобособленные от основного помещения. Проще говоря, цель такая: создать большие жилые и рабочие помещения, присоединить к ним маленькие спальные и побочные помещения и избежать коридоров и прочей бесполезной площади.

ЗОНЫ ПО ВЕРТИКАЛИ

Существуют варианты и в расположении помещений дома «по вертикали». Например, наиболее распространенное размещение общей семейной комнаты внизу, а личных помещений наверху, на мансарде, при всех очевидных удобствах тоже нельзя считать каноном. Есть свои достоинства и в обратном расположении — когда на первом этаже, в более капитальной и отапливаемой части дома размещаются спальные комнаты. Это обеспечивает комфорт и продлевает сезон отдыха с ранней весны до поздней осени. А на мансарде устраивается одно большое помещение с двусторонним светом, наподобие студии, в котором можно поставить легкий металлический камин (с присоединением его к дымоходу, идущему от печи в первом этаже). Такое решение эффективнее с точки зрения более полного использования объема дома.

МАНСАРДА

Вообще, строительный объем небольшого дома нужно стремиться использовать максимально. Очевидное следствие из этого — устройство мансарды в пространстве чердака. Стремление иметь здесь «нормальную» комнату или комнаты прямоугольного сечения (без скошенных углов потолка) привело к повальной моде на так называемые ломаные крыши. Устройство такой крыши несколько сложнее, чем обычной двухскатной кровли, и приводит к сочетанию очень пологого и очень крутого скатов. И тем не менее все равно комнаты на мансарде выходят вязковатыми, в них мало воздуха. Особенно это ощущается летом, когда крыша прогревается солнцем.

Между тем есть гораздо более простое н эффективное решение: не пытаться скрыть, изменить пространство под кровлей, а принять его таким, каким оно получается само собой в габаритах треугольной стропильной конструкции. Для этого стропила должны быть поставлены достаточно круто — под углом 53—55° к горизонтальной плоскости и на всю стандартную длину промышленной обрезной доски (около 6 м). Кровля утепляется (прежде всего для защиты от летнего перегрева), а образующиеся наклонные стены обшиваются изнутри доской или строительным картоном до самого конька крыши. Получается высокое (до 4—4,5 м) я очень просторное мансардное помещение с новыми дополнительными возможностями использования пространства. Так, по ригелям, связывающим стропила, кое-где можно уложить горизонтальные площадки (типа полатей третьего этажа), увеличивающие площадь пола. Указанным способом можно увеличить объем мансарды и площадь пола в ней в 2—2,5 раза по сравнению с расхожим «комнатным» приемом. Кроме того, возникает достаточно интересный архитектурный эффект за счет организации пространства интерьера во многих уровнях.

ЛЕСТНИЦА НА ВТОРОЙ ЭТАЖ

При любом варианте мансардного дома (особенно при таком, какой описан выше) устройство лестницы с первого этажа на мансарду — весьма ответственная и очень непростая задача. Лестница должна быть удобной, то есть прежде всего достаточно пологой, иначе связь помещений «по вертикали» будет фактически разорвана. В то же время она не должна отнимать много площади, которую внутри дома всегда приходится экономить. Поэтому первая рекомендация по проектированию носит характер запрета: не выгораживать для внутренней лестницы специальное помещение (как это подчас делают самодеятельные строители по какой-то отдаленной и неосознанной аналогии с лестничной клеткой городского типа) — это всегда означает неэкономное расходование пространства садового дома. Лучше, чтобы лестница размещалась непосредственно в помещении общего пользования — в большой комнате или на веранде, становясь полноправной частью интерьера и обогащая его.

Что касается удобства лестницы, то оно зависит от ее конструкции — крутизны, размера ступеней, промежуточных площадок, от расположения в плане дома и т. д. Нежелательно делать лестницу с уклоном более 40°—иначе по ней будет тяжело подниматься. Важно также правильно выбрать размер ступеней — их высоту и ширину. Если допустить здесь просчет, то даже пологая лестница может оказаться менее удобной, чем крутая.

Известная эмпирическая формула, по которой можно рассчитать «удобную» лестницу: 2а + в = 63 см, где «а» — это высота ступени (подступенок), а «в» — ширина ступени (проступь). Вот некоторые ориентировочные размеры: подступенок — не более 20 см, проступь—не менее 25 см, ширина марша от стены до оси перил — не менее 70—75 см, высота перил — 90 см. Если из-за недостатка места лестница выходит все же достаточно крутой, то крутизна может быть смягчена особой конструкцией ступеней (см. рисунок).

Варианты расположения печи, плиты и камина.

Следует также иметь в виду, что при одинаковой крутизне двухмаршевая лестница (с промежуточной площадкой) всегда удобнее, легче «на подъем», чем одномаршевая. Еще удобнее трехмаршевая лестница. Она, конечно, занимают больше места. Но эта некоторая неэкономичность с лихвой искупается тем, что 2—3 марша удобно вписываются в разного рода углы, где при повороте сами собой образуются промежуточные площадки.
Фасад дома со стороны веранды-столовой. Треугольный выступ на фронтоне соответствует второму уровню мансарды.

ОТОПЛЕНИЕ

Составив некоторое представление о планировке садового дома, нельзя не остановиться на домашнем очаге. Строго говоря, начинать проектировать дом надо именно «от печки». Если же о размещении печи вспоминают в последний момент, может оказаться, что ее вроде бы и ставить некуда, везде она мешает. В итоге — нерациональные решения. Например, отопительная печь оказывается не в центре дома, где ее законное место, а у наружной стены. Обогреть отсюда весь дом труднее. Кроме того, между печью и стеной необходима противопожарная отступка, а это расход полезного объема. Если печь у стены, то дымовая труба выходит внизу ската кровли. Здесь она испытывает больше снеговой нагрузки, и в нее могут задувать завихрения воздуха, срывающиеся с конька кровли, заставляя обитателей дома гадать: откуда взялась в печи обратная тяга?

Выбор типа печи, ее размещение и планировка садового дома — вещи тесно связанные. О солидной отопительно-варочной печи, в нашем случае не приходится говорить, этот агрегат свойствен постоянному, а не «второму» жилищу. Как правило, садовый дом нужно отапливать только ранней весной и поздней осенью, чтобы продлить дачный сезон да иногда в холодные летние дни. Поэтому самым подходящим типом для садового дома будет легкая отопительная печь в виде обогревательного щитка. Особенность такой печи — продольный ее размер больше поперечного — позволяет хорошо вписать ее в межкомнатную перегородку, или даже сама печь может без дополнительных переборок разделять пространство дома. При желании к обогревательному щитку легко присоединить камин или плиту, или и то и другое одновременно. В этом случае получаются более сложные, комбинированные варианты домашнего очага и, естественно, планировки самого дома.

Вариант планировки дома с дополнительными подсобными площадями. Вверху показаны фотографии с макета этого дома.

О КАМИНЕ

Комфорт, который может дать этот тип очага, прекрасно известен и не нуждается в рекламе. Конечно, при условии, что камин запроектирован по всем строгим правилам и не менее профессионально выложен — а дело это весьма тонкое. В пользу камина говорит и то, что во время топки воздухообмен в помещении увеличивается почта в 20 раз, и это может очень пригодиться для проветривания и просушивания дома после зимнего перерыва или после сырой погоды. Для увеличения кпд камина его лучше располагать у внутренней стены в центре дома, то есть там же, где и обогревательную печь.
Вид дома со снятой крышей. Хорошо просматривается галерея и общая комната на мансарде, а также две площадки второго уровня мансарды.
Снята крыша и мансарда. Видно расположение жилых комнат первого этажа.
Снята передняя стена дома со стороны веранды. Показано устройство лестницы и галерея на веранде, расположение камина.

ПЛИТА

Устройства кухонной плиты внутри садового дома защищать труднее: многие садоводы предпочитают иметь на участке небольшую отдельную кухню летнего типа с газовой плитой на баллонах. Быть или не быть кухне в садовом доме — в конце концов дело индивидуальное. Но нужно думать и о том, что при небольших размерах участка приходится экономить площадь, а здесь в расчет идет каждое лишнее сооружение, каждая пусть маленькая постройка.

Разумеется, все, что было сказано в этих кратких заметках, может быть существенно дополнено. Но некоторые основные положения, о которых говорилось выше, можно найти в проекте садового дома, показанного на фотографиях и рисунках.

Особого разговора заслуживает такая важная задача, как наилучшим образом связать планировку дома с природным окружением, то есть каким образом учесть не только внутренние факторы, предопределяющие архитектуру дома, но и внешние — ориентацию по странам света, рельеф территории, особенности расположения дома на участке, в поселке. На проектирование садового дома существенно влияет и характер его будущей эксплуатации; одно дело, если в нем будут жить только с ранней весны до поздней осени, и совсем иное — если к этому добавляются эпизодические наезды зимой, в выходные дни. Интересную проблему составляет выбор конструкции дома при использовании новых, кондиционных материалов или же при употреблении «вторичных» строительных материалов. Но все это предмет специального разговора.

«Наука и жизнь» № 7.