Сибирская баня

М. Дрязгов


Файл с книжной полки Несененко Алексея OCR: Несененко Алексей август 2003

Речь здесь пойдет о сибирской деревенской бане, которая осталась еще во многих местах и пользуется любовью знатоков, но которая с неоправданным пренебрежением отодвигается порой на задний план под натиском увлечения финской баней—сауной, кстати, хорошо известной русским, так как этот тип бани издавна распространен в северных краях.

Чтобы представить себе, что такое сибирская баня, понять ее роль в жизни сибиряков, за которыми укрепилась слава людей крепких и здоровых, давайте совершим короткий экскурс в историю.

Издавна в сибирской деревне в каждом дворе была своя баня на одну семью, которая топилась чаще по-черному. Летом мужики всю неделю жили в поле, «на пашне». Уезжали туда в понедельник утром, а то и в воскресенье вечером и возвращались в село лишь в субботу вечером, ворочая от темна до темна тяжелую работу в поле.

К их возвращению жены уже истопили бани, приготовили белье, мочалки, мыло, веники, квас в туесках, холодный, из погреба, где кадушки с квасом стоят на льду, прикрытом соломой.

Грязные от работы, обросшие бородами, мужики отправлялись в баню, расположенную, как правило, под горой, на берегу озера, у огорода, всю заросшую крапивой и дикой коноплей. Возвращались из бани распаренные, красные, в чистых рубахах с расстегнутыми воротами, босые, еле дышащие от банной усталости, но бодрые и веселые. Растягивались где-нибудь под крышей в телеге или в сенцах на прохладном, чисто вымытом дощатом полу, бросив под себя шубу шерстью вверх или кошму да под голову подушку в цветастой ситцевой наволочке. С полчаса блаженствовали в полузабытьи, тяжело, но глубоко дыша, а сердце в это время, делая по 120 ударов в минуту, с силой гоняло кровь по всем жилкам. Потом садились за стол и выпивали ведерные самовары чаю. Женщины, которые тоже ждали банного дня, ходили с мокрыми, гладко, на прямой пробор причесанными волосами, в мокрых на спине и груди кофтах, веселые и умиротворенные. Сделав это небольшое милое сердцу сибиряка этнографическое отступление, перейдем теперь к собственно бане.

Прежде всего, что дает баня, для чего она нужна человеку, какая от нее радость или польза? Из только что рассказанного следует, что труженику, уставшему от физической работы, баня воистину рай и возрождение плоти и духа. Но и горожанам, которые получают не столько физической нагрузки, баня тоже не во вред, а в пользу и в радость.

Войдя в хорошо натопленную и выстоявшуюся баню, вы будете охвачены приятным, сухим, жарким воздухом. Пахнет слегка сосновой смолой от стен, сгоревшими березовыми дровами, вишеньем от щепотки истлевших вишневых листиков, только что брошенных на горячую каменку или в топку, на угли, березовым листом от распаренных в липовых шайках веников. А если на каменку плеснуть полковшика квасу или воды, в которой размешана чайная ложка меду, то в бане разольется такой аромат, что не надышишься! Окатив полок холодной водой (он обычно сильно накаляется), надев на сухую голову толстую шапку, забираешься на полок, подкладываешь под лицо распаренный свежий веник и, вдыхая его березовой рощей пахнущий дух, нежишься в приятном тепле. Жар на полке при этом устанавливаешь по своему желанию, поддавая на каменку водой, квасом, пивом, медовым раствором, настоем на мяте и других травах, на вишневом листе и прочем. Вода на раскаленных камнях мгновенно испаряется, превращается в сухой пар, создающий в бане жар желаемого уровня.

Погревшись так, что обильный пот начинает стекать с тебя ручейками, и надышавшись через веник, как через фильтр березовым духом и запахами хлеба, меда, разнотравья, исходящими от каменки, слазишь с полка, окачиваешься прохладной водой, наливаешь в шайку холодной воды и ставишь ее на полок. Надеваешь сухие, лучше кожаные, рукавицы и, поддав на каменку ковшика два, снова забираешься на полок и начинаешь священнодействовать веником. Веник нежный, мягкий, как шелк, пахнет весенним березовым лесом (некоторые любят дубовые веники, а то и колючие можжевеловые, источающие удивительный аромат). Сначала паришься легонько, повевая на себя веником и лишь чуть-чуть касаясь им кожи. Потом постепенно входишь в раж, удары веником усиливаются, и начинается настоящая банная баталия. Просишь партнера по бане плеснуть на каменку ковшик-другой, а то и третий. Пар с ревом взлетает над раскаленной грудой камней и обдает нестерпимым жаром. Веник обваривает кожу, и ты то и дело окунаешь его в холодную воду и безжалостно, самозабвенно хлещешь им себя и тут, и там, и ноги, и живот, и особенно спину, да еще с потягом!

Наконец, исхлестав себя до изнеможения, чуть не сварившись, сваливаешься с полка, сдергиваешь шапку и рукавицы, выливаешь на себя шайки две холодной воды, бросаешься на широкую, низко над полом, в прохладе расположенную лавку и, сунув опять под голову ароматный, распаренный веник, блаженно растягиваешься. Если около бани есть пруд, озеро или река, то хорошо, приятно и весьма полезно прямо с полка нырнуть на несколько минут в бодрящую прохладу воды. Зимой люди крепкого здоровья, бывает, окунаются с головой в прорубь или бросаются в сугробы свежего, пушистого снега. А потом надо опять попариться, прогреться.

Наигравшись с веником, насытившись сменой жары и прохлады, можно, наконец, помыться, окатиться чистой водой и, одевшись, посидеть, а лучше полежать в предбаннике. Тут не повредит туесок с ядреным, бьющим в нос квасом. Ну, а придя домой после баньки, хорошо посидеть за самоваром, попить с полотенцем на шее чайку с медом или любимым вареньем, но лучше всего с клюквой, да так, чтобы рубаха взмокла от поту, хоть выжимай.

Вот так идет банное действо, изгоняющее из человека все недуги, предохраняющее его от хвори и преждевременной старости. По желанию описанное удовольствие можно ослабить или усилить пропорционально крепости головы, сердца и настроенности на сильные физические ощущения. Несомненно, частая, не реже одного раза в неделю, баня молодит организм, изгоняет из него все отработанное, закаляет его и дает сердечно-сосудистой и нервной системе отличную гимнастику.

Однако после 40-летнего возраста, прежде чем строить баню и пользоваться ею в соответствии с ее полным назначением, даже считающему себя вполне здоровым следует посоветоваться с хорошим врачом, которому верищь. А то вместо омоложения и долголетия можно получить прямо противоположный результат и даже, не ровен час, серьезно повредить себе. И еще один момент: строить основательную, капитальную баню с печкой можно сельским жителям на своих усадьбах, соблюдая, естественно, правила пожарной безопасности. Уставом садоводов-любителей такая постройка на садовых участках не предусмотрена.

Теперь несколько слов об устройстве бани. Есть два типа сибирской бани. По-черному, в которой дым из топки, пройдя через камни — накопители жара, собирается внутри бани, под потолком, и выходит наружу через отверстие в стене или потолке. Потом, когда баня истоплена и выстоялась, это отверстие закрывают. Баня по-белому отличается от бани по-черному только тем, что над каменкой выводится кирпичный свод с трубой, проходящей сквозь потолок и крышу бани. Здесь дым из топки, также пройдя через камни каменки, собирается внутри свода и, не попадая в баню, выходит наружу через трубу. Для выхода жара из каменки в баню в своде устраивают дверку, закрытую во время топки. В остальном обе бани одинаковы.

Баня по-черному, без трубы, и сейчас имеет много поклонников, которые считают, что у нее есть преимущества перед баней по-белому. Она проще в постройке, не надо выводить трубу, соблюдая строгие правила пожарной предосторожности. Стены бани по-черному быстрее и сильнее прогреваются, так как жар из топки, пройдя камни, не вылетает в трубу, а растекается внутри, все прогревая. Поэтому и дров надо меньше и топить надо не с утра, как баню по-белому, а часа два-три. В ней больше приятных запахов от стен, потолка и лавок — они нагреваются сильнее, чем в бане по-белому, в которой жарко становится лишь тогда, когда начнут плескать на каменку воду. Наконец, она романтичней, что ли, тем, что дальше отстоит от городской бани. В ней есть что-то древнее, первобытное, чуточку сказочное. Ведь черти, кикиморы, всякие недотыкомки водятся только в банях по-черному. Только в них, скрытых в густых зарослях крапивы, репейника, конопли, черемухи, таволожника, колдуны и ведьмы варят зелье приворотное (помните нестеровского колдуна, в три погибели согнувшись, выходящего из бани через низенькую дверь к ожидающей его девушке, которую обманул милый, и вот она пришла к колдуну «за приворотным зельем»). И ворожить на крещенье девушки, преодолевая суеверный страх, ходили в эти вросшие в землю бани по-черному.

Бояться копоти в банях по-черному не следует. Во-первых, коптятся в ней только потолок и верх стен, потому что дым собирается вверху. Полок и лавки не захватываются дымом и остаются чистыми. Перед тем, как париться, при необходимости закопченные стены и потолок можно обдать водой. Во всяком случае, в такой бане никогда сажа не пачкает, если соблюдается небольшая осторожность (не прислоняться к закопченной части стен, и только). Ну и, наконец, из черной бани, если она все-таки придется не по вкусу, легко сделать белую — достаточно оборудовать каменку сводом и вывести трубу.

Сердцем деревенской, сибирской бани, впрочем, как и любой другой, является печь-каменка. В ней собственно и заключается основная идея бани, источник банного жара. Это печка, в которой во время топки греется вода в котле, вмазанном в каменку, и накаляется большое количество кирпичей или камней-булыжников. Кирпичи лучше — булыжник растрескивается, и теплоемкость у него ниже, чем у кирпича. Рядом с каменкой, как можно выше, но так, чтобы на нем можно было сидеть не согнувшись, устраивают полок. Это широкая — шире метра и метра два в длину — полка из гладко оструганных сосновых, дубовых, а еще лучше великолепно пахнущих, кипарисовых досок. Около полка (вдоль него, невысоко над полом) устанавливают широкую, сантиметров семьдесят шириной, прочно стоящую лавку из толстой, гладко оструганной доски. Такую же лавку ставят перпендикулярно первой, вдоль второй стены. В этой второй стене обычно проделывают небольшое, 35 х 35 сантиметров, окошко. Оно должно быть с форточкой или целиком открывающееся, что полезно при топке бани по-черному. Да и в любой бане окно необходимо для проветривания и просушивания помещения. Вдоль третьей стены на высоте 1,2 метра от пола прибивают не очень широкую (чтобы не создавать тесноты) полку, на которую кладут белье, ставят квас, мед. На полу под ней при холодном предбаннике снимают обувь.

Предбанник желательно делать теплый, рубленный из бревен заодно с баней и нагреваемый жаром каменки через открытую дверь, В предбаннике тоже делают лавки, широкие и длинные, так, чтобы на них можно было полежать. Хорошо на лавки постелить кошму или овчину, прикрыв их при желании простынями, и бросить подушки. Обязательно у лавки поставить столик с кувшином или туеском квасу и прочей благодатью.

В каменку вмазывается котел, желательно с краном, ведер на 6—7 для горячей воды (можно обрезок — половину железной бочки), а у стены, около двери, ставят кадушку для холодной воды ведер на 8—10. Каменку по-черному может сложить каждый, каменку по-белому должен класть мастер, умеющий выводить трубу через потолок и крышу. Размеры бани 3 X 3 метра плюс предбанник 3X2 метра вполне достаточны Для семейного пользования. Стены, пол и потолок делают из сосны, ели, лиственницы и т. п. Впрочем, можно и из лиственных пород, так как говорят, что из хвойных капает смола. Но это дело вкуса — дерево хвойных пород приятно пахнет и впитывает много тепла.

Если постройка выполнена из камня, шлакоблоков, кирпича, то изнутри ее следует обшить досками. Пол делают двойной. Настилать чистый пол нужно со щелями в 3—4 мм, через которые вода должна протекать на бетонный или глинобитный наклонный пол и по нему стекать в приемную трубу, отводящую воду в яму. Можно, конечно, принять и другие варианты устройства пола. На потолок для утепления насыпают слой керамзита, сухой земли или сухого торфа.

Чтобы зимой земля под баней не промерзла, стены обваливают широкой и высокой завалиной из сухого торфа, защищенной от дождя досками, пленкой или сильно нависающей над нею крышей. Хорошо зимой для тепла под решетку для ног намотать метров 25—30 нетолстого резинового шланга (продается в хозяйственных магазинах для полива грядок), один конец которого надеть на кран бака с горячей водой, а другой опустить в порожнюю шайку. Пустив по шлангу небольшую струю воды, будете иметь под ногами приятное тепло. Топить баню желательно березовыми сухими дровами, от них не так много копоти. Можно и осиновыми, сосновыми, дубовыми и еловыми и т. п. Ни в коем случае не следует бросать в топку крашеное дерево, пластмассу, толь, битум и прочее, плохо пахнущее и выделяющее много копоти — можно загубить баню, пропитав ее неистребимой вонью.

Когда баня истоплена, для чего достаточно сжечь в каменке одну охапку (одно берёмя, как говорили в деревне) сухих березовых дров летом и полторы зимой, надо тщательно перемешать угли, чтобы не осталось даже мельчайшей головешки, выгресть все из поддувала, куда могут провалиться маленькие головешки, несгоревшие щепки, и дать бане выстояться с полчаса, пока угли не начнут подергиваться налетом пепла и совершенно исчезнут голубые огоньки — признак выделяющегося угарного газа. Войдя, следует открыть дверь, плеснуть на каменку полный ковш воды, чтобы с паром вылетели остатки угара. Вот теперь можно приступить к банному священнодействию — этой поэзии жара, воды, запахов и полного забвения житейских передряг.