Андрей Балабуха



                    Путями космопроходцев



    - Пошли на третий, - сказал Баркан. Он имел в виду

третий виток облета. Поскольку он ни к кому в отдельности

не обращался, ответа не последовало. Впрочем, ответа Баркан

и не ждал. Он слегка ослабил ремни, но оборачиваться не

стал:  чем заняты остальные четверо, было ясно и без того.

Баркан отчетливо представил их себе. Штурман Бурдо, работа

которого уже практически кончилась, сидит сейчас с закрытыми

глазами и мечтает. О чем? Трудно сказать. Но одно можно

утверждать с точностью - мысли его не там, внизу, а на

Земле, в Академии Космоиавигации. Он, наверное, больше всех

думает о возвращении. Оно и понятно - годы дают себя знать.

И Баркану понять это гораздо легче остальных:  он и сам не

намного моложе... А юная троица, пожалуй и после трех

месяцев полета все остается внове, мужественно вперила

взгляды в экраны и ждет посадки. Сейчас они чувствуют себя

героями-космопроходцами. В конечном счете именно они ведь

добились организации этого перелета. Неразлучная тройка -

Банах, Белин, Беляков: бортинженер, врач и связист.

    - Аварийная связь? - спросил Баркан.

    - Есть, шеф-пилот! - До чего же Уолт любит уставное

обращение, просто диву даешься! Впрочем, играть, так по

всем правилам.

    - Посадка через пятнадцать минут. Проверить крепления

Беляков - салон. Белин - кубрик.

    Баркан услышал, как что-то звонко клацнуло, - наверное,

магнитная подкова о комингс "Да, - подумал Баркан -

Невесомость. Одно дело - сутки на орбитальном тренажере, а

другое - три месяца полета. Всю душу вымотало. И эти

магнитные подковы. Идешь как по болоту - ногу поставил, а

потом приходится вытягивать. Нет, все-таки мы многого

недооценили на Земле..."

    - Инженер, - спросил Баркан, - как твои пластыри,

инженер?

    Банах, как всегда, ответил не сразу.

    - Пластыри... Что пластыри? Выдержат пластыри.

    "И это тоже, - подумал Баркан. - Пластыри. Хорошо,

хоть они не подвели. Не то, что противометеоритная

автоматика. Пять дырок. Должно быть, снаружи выглядит

впечатляюще - термоброня аварийных пластырей придает кораблю

вид этакого заслуженного ветерана, которому пора на отдых".

    - Порядок, шеф-пилот. Крепления проверены.

    - Хорошо.

    - В салоне порядок.

    - Хорошо. По местам!

    Теперь только посадка. Вроде бы все должно быть хорошо.

И все-таки... А все-таки главное, конечно, не это:  мелочи,

мелочи... Самое страшное - мелочи. Бытовые Удобства.

Похлебка из хлореллы. Тьфу! Горячая ванна и ионный душ -

вот чего нам больше всего не хватало. Кто бы мог подумать,

что нас заест быт? Вернее, отсутствие оного...

    Пора!

    Теперь только бы не уйти с луча. Держать его в кресте.

Вот так. Ну и рысклив же ты, дружок...

    Сейчас Баркан был как бы мозгом, пересаженным в чужое и

потому еще непослушное тело, которое надо было заставить

подчиняться, потому что от этого зависело все - вплоть до

самой жизни. И тело подчинилось, неохотно, трудно, но

подчинилось.

    И вдруг корабль словно уткнулся в какую-то тугую, вязкую

стену. Двигатели продолжали изрыгать пламя, корпус дрожал и

стонал, не в силах сдвинуться с места. Амортизаторы

противоперегрузочных кресел просели до упора.

    - Инженер! - крикнул Баркан. Банах кивнул. И сразу же

наступила удивительная тишина. И - легкость.

    Баркан тыльной стороной ладони провел по лицу.

    - Все, - выдохнул он. - Конец...



                             * * *



    Внешне здание музея истории Плутона напоминало первые

города планеты:  ауропластовый купол, золотисто

поблескивающий в лучах искусственного солнца. Купол этот

вздымался над широко раскинувшимся парком - елями,

лиственницами, пихтами и сибирскими кедрачами, лучше всех

прижившимися в новом мире. Центр здания находился в одном

из фокусов обширной, залитой габбропластом эллиптической

площади, а в другом фокусе возвышался пьедестал будущего

памятника первооткрывателям - огромная плита, вырезанная из

первозданного вулканического плато в том самом месте, где

когда-то сел "Аршак".

    Вся площадь была уже запружена людьми, но все новые и

новые потоки продолжали вливаться из аллей парка; целый рой

повис над площадью на гравитрах. Весь воздух был наполнен

сдержанным гулом и говором. И вдруг откуда-то раздался

перекрывший этот шум возглас:

    - Идут! Вот они!

    В зените появились четыре темные точки, образовавшие

квадрат, в центре которого яростным пламенем горела

маленькая желтая звездочка. Вот она погасла, и на ее месте

осталось темное пятнышко - сразу было даже не понять,

действительно ли там что-то есть или это только оптический

обман. Но темное пятнышко медленно опускалось, постепенно

приобретая вытянутую, сигарообразную форму.

    - Взяли полем и ведут, - сказал кто-то.

    А потом тишина взорвалась фейерверком приветственных

возгласов, криков:  рой гравитристов пришел в хаотическое,

броуновское движение.

    Через несколько минут на плите-пьедестале уже стоял,

слегка покачиваясь на коленчатых лапах-амортизаторах,

корабль, темное веретено, покрытое прогоревшей и изъеденной

термоброней, с ясно видными заплатками пластырей и

трудноразличимыми буквами по-русски и на интерлинге -

"Аршак". А по выскользнувшей из люка лестнице спускались

пять человек в странных, непривычных скафандрах...

    Цепочкой шли они через толпу, и та раздвигалась перед

ними, пока кто-то не крикнул:

    - Качать их! Качать!

    Шедший впереди пытался было отбиваться, но это было

безнадежно.

    Только через час они наконец выбрались из парка и вошли

в приземистое здание станции телетранспортировки, чтобы

мгновенно выйти из такого же здания дома, на Земле.



                         * * *



- ...состоялось открытие музея истории на Плутоне. К 

открытию музея было приурочено и прибытие атомно-

импульсного корабля "Аршак". Этот корабль, являющийся 

двойником того, на котором триста лет назад достигли 

Плутона первые посланцы Земли, был собран по найденным 

в архивах Совета Космонавигации чертежам и своим ходом 

перегнан на Плутон экипажем, состоявшим из преподавателей 

Академии Космонавигации Валерия Баркана и Сергея Бурдо и 

Курсантов Уолтера Белякова, Ярослава Белина и Виктора 

Банаха. Сейчас "Аршак" поставлен перед зданием...

    Баркан выключил экран и поднялся. Пора идти в

аудиторию. "А все-таки, - подумал он, - для ребят это были

неплохие каникулы. Да и практика тоже. И нам с Сережей

невредно было встряхнуться..."